Конспект логопедического занятия для старшей логопедической группе «Подбор родственных слов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталия Ивановна Данилова

Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей дошкольного возраста..

Старшая  группа.

Тема:   Подбор  родственных слов.  (Весна. Первоцветы.)

Коррекционно-образовательные  цели: 

1.Учить подбирать родственные слова. Активизация словаря по теме «Весна».

2. .Совершенствование навыка составления предложения с предлогами , без них.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Закрепление умения образовывать прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

2.Развитие координации речи с движением, наблюдательности, внимания, любознательности.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Воспитание  познавательной активности, инициативности, любви к природе.

                                    Ход занятия.

1.Организационный момент.  Здравствуйте. Я рада вас видеть.   Садитесь.            

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю Зимушку-подругу. (Ответ: Весна)

Логопед. Посмотрите, картинки какого времени года я выставила.

(Логопед выставляет сюжетные картины  весны.

Дети.    Весны.

2.  Дидактическое упражнение «Есть – нет» (родительный падеж):

Ребята, я предлогаю вам поиграть в игру, которая называется «Есть-нет». Например: солнце- нет солнца.

подснежник –…, сосулька — … ручей — … птица-… листья-… снег-…, дождь -…

3.  Дидактическое упражнение  «Подбери родственное слово».                                                                                                                                                Давайте рассмотрим картины весны. Какие слова можно подобрать к слову  ВЕСНА.

Дети: Ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, цветущая, холодная, теплая.

Логопед: А еще можно подбирать родственные слова-это слова с об одном предмете, явлении.

Например: весна, и его родственные слова:

(когда?)-весной,            думаю о чем? О весне,        день (какой?)-весенний,  

Птичка поет весной- весняночка.  Это родственные слова, как бы из одной семьи, они примерно об одном.

Попробуйте подобрать такие родственные слова, глядя на сюжетные картины весны.    

Солнце- солнечный, солнышко, о солнце, солнцем.

Лист-лиственный, листик

4. Дидактическое упражнение   «Расскажи». Давайте посмотрим на картины, вспомним свои впечатления и составим предложения  о приметах весны.

(Логопед помогает наводящими вопросами).

Солнце стало сильнее пригревать.

Набухают на деревьях почки.

Стала появляться маленькая зеленая трава.

На земле появились проталинки.

На проталинках  появляются подснежник, мать-и-мачеха,  маленькая зеленая травка.

Скоро прилетят перелетные птицы.

От весеннего тепла просыпаются паучки и насекомые: червячки, бабочки, мухи.

Люди одевают более легкую(демисезонную)одежду.

5.Физ.минутка.  По лексической теме недели «Весна».

Координация речи с движением. речи с движением. Поднимают руки вверх

А уж ясно солнышко припекло, припекло.                  Разводят руки в стороны

И повсюду золото разлило, разлило.        Волнообразные    

Ручейки по улице все журчат, журчат.                       движения пальцами.                                                                          

Журавли курлыкают и летят, летят.        Взмахи руками.

6. Дидактическое упражнение  «Скажи ласково». Я вам скажу сочетание слов , а вы попробуйте назвать его ласково.

Например:    

речек- ручеечек

солнце- солнышко

лист—листочек

муха-  мушка

( образованные слова дети проговаривают индивидуально, хором)

  1. Дидактическая игра с мячом « Предлоги».  Мы знаем, что понимать смысл  высказываний о предмете нам помогают маленькие слова-ПРЕДЛОГИ.

Какие предлоги (маленькие слова ) вы помните?

(Дети говорят,  вместе с логопедом придумывают предложение с этим предлогом.)

НА                                  Бабочка    сидит   на    цветке.    

                                        Нарцисс   растет   на  клумбе.    

В   , ОТ, К, С, ПОД, ИЗ, ИЗ-ЗА                                                                                                                

  1. Итог: О чём говорили на занятии? Вам понравилось играть. Вы сегодня старались. Молодцы.                                                                                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...