Конспект занятия в старшей логопедической группе "Санкт-Петербург"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепить правильной и четкой артикуляции звуков (Р); (Р'); (Л); (Л'), в слогах, словах, стихах, фразах;
    • закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными;
    • упражнять в правильном словообразовании «слов-родственников»;
    • упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематический слух;
    • развивать интонационную выразительность речи;
    • продолжить работу над развитием мелкой моторики и координации движений;
    • развивать зрительный гнозис, внимание, память.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
    • закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
    • воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;
    • воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
    • доставить детям и родителям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt-peterburg.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
  • закрепить правильной и четкой артикуляции звуков (Р); (Р'); (Л); (Л'), в слогах, словах, стихах, фразах;
  • закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными;
  • упражнять в правильном словообразовании «слов-родственников»;
  • упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • продолжить работу над развитием мелкой моторики и координации движений;
  • развивать зрительный гнозис, внимание, память.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
  • закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  • воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;
  • воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
  • доставить детям и родителям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.

Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, иллюстрации нескольких крепостей, в том числе Петропавловской, разрезанная напольная игра «Собери изображение», картинка с контурами зданий, наложенными друг на друга, буквы для составления слов (храм, собор, площадь), мяч, семейные гербы, созданные детьми и их родителям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий читает стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье…»

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Ведущий: Ребята, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?

Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.

Ведущий: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 300 с лишнем лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.

Ведущий: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?

Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
– Наш город стоит на р.Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега.
– Здесь живут друзья, родные.
– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т.д.

Ведущий: Конечно, наш город нельзя не любить!

Ребенок:

Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.

(М. Борисова)

Ведущий: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Вы будете экскурсоводами для ваших пап и мам, которые вместе с нами отправятся в путешествие во время которого, как в сказке, будут оживать перед нами, самые прекрасные уголки Санкт-Петербурга. Во время путешествия город предложит вам решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи и, конечно, поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Ну, а в конце экскурсии вас ждёт сюрприз! Итак, наше путешествие начинается!

Ребенок: 

В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.

Ведущий: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?

Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.

Ведущий: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.

Игра «Собери крепость»

Дети (2-3 чел) собирают на полу разрезную картину «Петропавловская крепость».

Ребенок:

Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит – ищу.

Ведущий: Подул морской ветер, стало свежо, где же мы ребята очутились?

(Показывает иллюстрацию с рекой Невой.)

Дети: Это наша река Нева.

Ведущий: Что вы знаете о Неве?

Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.

Ребенок:

У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.

(М.Борисова)

Ведущий: А можно представить наш город без Невы?

Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.

Ведущий: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.

Ведущий: Поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»

  • Реки: Мойка, Нева, Фонтанка, Москва-река. 
  • Соборы: Исаакиевский, Казанский, Смольный, Василия Блаженного.
  • Площади: Дворцовая, пл.Восстания, Красная, Сенная.
  • Музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Кунсткамера.

Дети выделяют лишнее слово и объясняют почему они так думают.

Ребенок:

Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.

(Сергей Скаченков)

Ведущий: На шпиле какого здания красуется кораблик?

Дети: Это – Адмиралтейство.

Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.

Ведущий: Поиграем в игру  «Узнай по контуру»

Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.

Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.

Ведущий: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?

Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.

Ребенок:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

(А. Городницкий)

Ведущий: А какие вы еще знаете скульптуры, памятники нашего города, который недаром называют музеем под открытым небом?

Дети: Памятник Крылову в Летнем саду, сфинксы на набережной, львы украшающие мосты, фасады домов, памятник Петру I, грифоны на Банковском мосту, кони на Аничковом мосту.

Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игру «Ожившие скульптуры».

Дети изображают различные скульптуры, родители отгадывают.

Стихотворение из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» читает ребенок:  

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

Ведущий: О ком говорится в этом стихотворении? Что вы знаете о Петре I? Давайте пофантазируем и представим, что к нам в гости пришел сам Петр I собственной персоной!

Под музыку входит Петр I.

– Здравствуйте, юные Петербуржцы, уважаемые родители, гости!
Наслышан я, что вы готовились ко дню рождения любимого Санкт-Петербурга. Триста с лишним лет тому назад 27мая 1703 года заложил я крепость в устье реки Невы и начал строить город. С тех пор прошло много лет, а Санкт-Петербург и нынче растёт и хорошеет, и радуется моё сердце, глядя на это.

Петр I: Хочется мне узнать, как сегодняшние юные жители города знают и любят его.

Викторина: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»

  1. Кто основал наш город? (Петр I)
  2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
  3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
  4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
  5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
  6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
  7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
  8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
  9. Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
  10. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
  11. Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
  12. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
  13. Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
  14. Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
  15. Как выглядит герб нашего города?

Детям предлагаются:

1. Игра с мячом на соотнесение существительного с прилагательным:

Река – какая? (бурная, полноводная, глубокая и т.д.)
Город – какой?
Площадь – какая?

2. Игра с местоимениями;

Я – Петербуржец
Ты – Петербуржец
Мы, Они – Петербуржцы
Она – Петербурженка

3. Однокоренные слова.

Назови, как можно больше родственных слов к слову «город» (Городок, огораживать, городской, горожане, огород, пригородный)

4. Составь слово и найди к нему картинку.

Из букв собирается слово и аналогичный образец ребенок показывает на картинке. Слова: площадь, собор, храм, фонтан.

Петр I: Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?

Дети:

  • Не сорить на улицах города.
  • Быть вежливыми при общении.
  • Помогать пожилым людям.
  • Громко не кричать.
  • Помогать младшим товарищам.

Петр I: Молодцы!

Ведущий: Петр Алексеевич, дети с родителями приготовили городу подарки. Они нарисовали семейные гербы. Мы решили вернуться к старым традициям, когда люди знали своих предков до седьмого колена и относились друг к другу с огромным уважением и любовью. Что получилось – судить тебе.

Петр I рассматривает гербы, слушает рассказы детей. Хвалит ребят и родителей, прощается. Уходит под музыку.

Ведущий: Благодарим всех за участие. Наш досуг, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга подошел к концу.

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот –
Адмиралтейскою иглой!!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург –
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия "Путешествие по стране Светофории" включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "Лаборатория органов чувств"

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним....