Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Косенко Оксана Павловна

В занятии отражены ситемность логопедической работы, взаимосвязь предыдущей образовательной деятельности и последедующей реализации принципов коррекционно-развивающего обучения. В ходе занятия решаются задачи работы над общими речевыми навыками, произносительной стороной речи (просодические компоненты речи, звукопроизношение), а также задачи формирования фонематических компонентов речи, слогового анализа, грамматического структурирования, развития связной речи. Игры, задания, упражнения, дидактический и речевой материал подобраны соответственно лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе

на тему «Профессии»

Цель:  Уточнение и систематизация знаний детей по теме «Профессии».

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Уточнять, расширять и закреплять знания детей о профессиях.
  • Учить диалогической речи.
  • Учить связному высказыванию.
  • Формировать навыки словоизменения.
  • Формировать представление о структуре предложения.
  • Учить навыкам фонематического анализа.
  • Учить навыкам слогового анализа.
  • Совершенствовать звуко-слоговую структуру слов и фраз.
  • Работать над чёткостью дикции, учить дифференцировать звуки С и Ш, автоматизировать употребление звуков  Л, Ль.

Коррекционно-развивающие

  • Формировать длительный неречевой выдох.
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать координацию речи с движением.
  • Развивать межполушарное взаимодействие через выполнение разнонаправленных движений рук.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать рече-слуховую память.
  • Формировать чувство ритма как основу для формирования правильной слоговой  структуры слов и фраз.
  • Формировать интонационную выразительность высказывания.

Коррекционно-воспитательные

  • Прививать стремление планировать будущее, расширяя познания о профессиях.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Формировать навыки коллективной деятельности.

Реализуемые образовательные области:

  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие

Предварительная работа:  Проведение досуга на тему «Устаревшие профессии»: знакомство с понятием профессии, определение значимости профессионального труда в актуальной действительности. Изготовление  бумажных ротиков.

Оборудование:  предметные картинки, игра «Рыбалка», нейротренажёр «Рисуем двумя руками», маркеры, дыхательный тренажёр «Свеча», модель домика, бумажные ротики, поощрительные монетки.

Ход совместной деятельности

Орг. момент (кинезиологическое упражнение, выполняется стоя)

-Кладём правую ручку на животик, гладим  по кругу, благодарим за вкусный завтрак, рука «говорит»: «Ням – ням – ням».  Левая рука стучит по голове, «говорит»: «Думай, думай, голова!». Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Пальчиковая гимнастика

Заглянуло солнышко (из кулачков-солнышек выпускаем пальчики-лучики)

К нам вчера в окошко. (соединяем указательные пальцы обеих рук с большими пальцами)

И коснулось солнышко  (пальцы меняются местами)

Пальчиков на ножках. (пальчики «бегут», меняясь местами)

Побежали пальчики всё быстрей-быстрей,  (пальчики «бегут», меняясь местами)

И ладошкам стало теплей и веселей. (растираем ладошки).

Сообщение  темы

Небылицы. Разбор

-Сегодня, ребята, мы с вами продолжим беседу на тему «Профессии». Сейчас я вам прочитаю небылицы (то, чего не может быть, или что-то перепутанное). А вы сначала дослушайте до конца, а затем мы разберем ошибки.

Нам воспитатель готовит еду,

Повар нам сказки читает в саду,

Доктор нам волосы быстро стрижёт,

А парикмахер лекарства даёт.

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

Повторение понятия «предложение», составление предложений с заданным количеством слов

-Ребята, кто скажет, что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Предложение – это законченная мысль).

- Сейчас мы про каждого представителя этих профессий составим предложения из 2 слов. Например: Клоун смешит.  (Дети по очереди придумывают предложения про художника, дворника, балерину, учителя, швею).

- А теперь – про следующих представителей профессий  - придумаем предложения из 3 слов. Например: Библиотекарь выдаёт книги.  ( Дети придумывают предложения про врача, почтальона, пилота, пожарного, ветеринара).

Разучивание диалога

-Ребята, когда вы вырастете, вы тоже кем-то станете. Но для этого вам нужно  стать умными-разумными, то есть много учиться. Вот эти представители разных профессий (логопед выставляет предметные картинки с изображением учительницы, пожарного, рыбака, пекаря, портного, музыканта, врача, архитектора, художника) предлагают вам задания для того, чтобы вы стали более образованными и умелыми. Вот, например, учительница предлагает вам прочитать диалог – стихотворение на двоих. (Логопед даёт образец прочтения, выдаёт участникам диалога бумажные ротики, на доске помещает картинки с изображением сапожника и кошки в сапожках):

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Формирование длительного плавного неречевого выдоха

- А пожарный просит вас, дети, быть осторожными с огнём, научиться аккуратно задувать свечу. (Логопед даёт образец выполнения задания, затем предлагает «задуть свечу каждому ребёнку).

Игра, направленная на различение гласных и согласных букв «Рыбалка»

- Рыбак предлагает вам поиграть в рыбалку и поймать на удочку только гласные буквы. (Каждому ребёнку предлагается «выудить» одну гласную букву).

Словоизменение. Согласование существительных с числительными

-Архитектор проектирует дом. Он предлагает вам сосчитать, сколько  окон и дверей нужно будет вставить строителям в этот домик. (Логопед демонстрирует модель домика, все вместе считают окна и двери: одна дверь-две двери-… , одно окно-два окна-…).

Игра «Что кому?» , направленная на различение твёрдых и мягких согласных звуков

- А вот перед  вами портной и пекарь. Давайте послушаем, какой первый звук в слове портной? (Дети отвечают: звук П.) Это твёрдый или мягкий согласный звук? (Дети: твёрдый). Тогда поставлю портного рядом с синей полочкой. А какой первый звук в  слове пекарь? (Дети: звук Пь). А это какой звук? (Дети: мягкий). Тогда поставлю пекаря рядом с зелёной полочкой. Портной  и пекарь  не предлагают вам что-нибудь  сшить или испечь, они предлагают вам разобрать картинки: те картинки, в названии которых вы услышите звук П, отдайте портному (ставим на синюю полочку), те картинки, в названии которых вы услышите звук Пь, отдайте пекарю (ставим на зелёную полочку). (Логопед выдаёт каждому ребёнку по 2 картинки, ребёнок выходит к доске, показывает картинку, называет, какой из искомых звуков он слышит в её названии, называет, это твёрдый или мягкий и ставит на соответствующую полочку).

Динамическая пауза

- Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь музыкант предлагает нам размяться и спеть весёлую песенку. (Ребята встают за своими стульчиками. Под песенку «А-рам-зам-за» по образцу логопеда выполняют соответствующие движения. После этого логопед предлагает детям сесть).

Слоговой анализ

- Врач хочет, чтобы дети помогли ему определить, в названии какой профессии среди его друзей больше всего слогов. Поставьте ладошку-«полочку» под подбородок, - считаем:

-У-чи-тель-ни-ца (5).

-По-жар-ный (3).

-Ры-бак (2).

-Порт-ной (2).

-Пе-карь (2).

-Му-зы-кант (3).

-Врач (1).

-Ху-дож-ник (2).

-Итак, в названии какой профессии больше всего слогов? (Учительница, 5 слогов).

Развитие межполушарного взаимодействия. Рисование обеими руками одновременно

- Художник предлагает вам, ребята, нарисовать одновременно двумя руками вот такие замечательные ключики (Логопед выставляет на маркерную доску межполушарную доску, показывает образец выполнения задания. Дети по очереди обводят трафарет «Ключики» маркерами обеими руками).

Подведение итогов

- Ребята, вы все большие молодцы, так старались и справились со всеми заданиями, которые вам предложили представители разных профессий. И каждый из вас «заработал» понарошечную зарплату. (Логопед вместе с куклой-кассиром выдаёт детям игрушечные монетки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия "Путешествие по стране Светофории" включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "Лаборатория органов чувств"

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним....