Логопедия Р.А.
учебно-методический материал по логопедии

 Баянкина Алтынай Сергеевна

Все о логопедической службы Республики Алтай 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РФ «Горно-Алтайский политехнический колледж»

                                           Домашняя контрольная работа

ОП.09 Логопедия.

                                                       Вариант -1

Развитие дошкольной логопедической службы в Республике Алтай.                                                                       

                                                                        Выполнила: студентка

                                                                                  4-го курса группы 19 ДП ЗО

Баянкина Алтынай Сергеевна

                                                                                Проверил: преподаватель

                                                            Шатилова С.Н.

                                                                            Дата________________

                                                                               Оценка_______________

Горно-Алтайск 2022  


                                                              Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Становление и развитие системы логопедической помощи в России…4

2. Логопедическая служба в ДОУ……………………………………………11

3. Развитие дошкольной логопедической службы в Республике Алтай….16

Заключение…………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………24

Введение

       В современных социально-экономических условиях актуальна проблема выбора направления дальнейшего развития системы логопедической помощи детям с нарушениями речи.

       Интерес к изучению путей совершенствования организации логопедической помощи в условиях регионов обусловлен рядом факторов. С одной стороны, речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного и школьного возраста, что требует охвата большой части детского населения. Логопедическую помощь оказывают детям учреждения различного ведомственного подчинения, но их действия не всегда согласованы. Это вызывает необходимость дальнейшего ее совершенствования в направлении единого коррекционного пространства. Под коррекционным пространством мы имеем в виду систему согласованных взаимодействий: педагогов, психологов и медицинских работников, объединенных целью непрерывного коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с нарушениями в развитии. Логопедическая коррекция является неотъемлемой частью этого процесса.

1. Становление и развитие системы логопедической помощи в России

История становления и развития системы логопедической помощи в России непродолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок ее возникновения приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период.

К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Октябрьской революции забота о детях с нарушениями в развитии стала государственной, они получили право на воспитание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.).

Логопедическая помощь населению, в первую очередь детскому, с начала XX в. стала расширяться благодаря не только научному развитию логопедии, но и целенаправленной подготовке соответствующих кадров. Уже Н.А. Pay, руководя первым российским детским садом для глухих детей (1900), оказывала там логопедическую помощь детям, страдавшим различными формами дислалий, организовала работу краткосрочных курсов для логопедов.

Обучение логопедов в России происходило в структуре курсов подготовки сурдопедагогов, организованных А.Ф. Остроградским, Ф.А. Pay, Н.М. Лаговским и другими при Петербургском училище глухонемых еще на средства попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых (эти курсы функционировали с 1898 по 1915 гг.). С 1916 г. при Московском Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых, директором которого в это время был Ф.А. Pay, действовали краткосрочные курсы для подготовки логопедов.

По инициативе Ф.А. Pay при двух вспомогательных школах Москвы открываются группы начального обучения для детей, имеющих нарушения речи. Работа по исправлению речи здесь дополнялась занятиями эвритмией, разработанной к этому времени в структуре вальдорфской педагогики Р. Штайнера.

Несмотря на прогрессивный характер этих начинаний, они не получили дальнейшего широкого развития вплоть до 20-х гг. XX в. В 20-х гг. прошедшего столетия сеть специализированных поликлиник и стационаров для лечения больных с афазиями и заиканием расширяется. В 1926 г. в Москве была открыта первая школа для заикающихся детей, где в состав персонала уже была введена должность врача-психоневролога. В 1932 г. на базе Дома ребенка (Москва) по предложению педиатра С.А. Шелованова и логопеда Е.Ф. Pay были созданы слухоречевые ясли для детей с различными нарушениями слуха и речи.

Н.Н. Малофеев в своем исследовании (диссертация «Становление и развитие государственной системы специального образования в России», 1996 г.) выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России.

1-й период: вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. - «период предыстории и формирования предпосылок».

В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена - монография «О заикании». Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний - логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи 

В конце XIX - начале XX вв. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук - медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетический институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода явились следующие достижения: возникновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осознание обществом необходимости оказания специальной помощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

2-й период: начало 30-х - конец 60-х гг. - период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школеВ 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полустационар. В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.

Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речикоторую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделениеНачинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».

Итог 2-го периода: организационное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются научные центры, специализированные учреждения педагогического и медицинского профиля, определяется статус специалиста-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

3-й период: конец 60-х - 90-е годы - период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и политических преобразований, определяющих направление развития системы специального образования в целом и логопедической службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР». С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность - логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два взаимосвязанных направления. С одной стороны, создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны - коррекционная работа с детьми, осуществляемая в массовых общеобразовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольное логопедические пункты. 

 Итог 3-го периода: широко развитая дифференцированная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреждения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части страны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической помощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие нарушения в развитии и сложную структуру дефекта; не включены в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-педагогического воздействия дети с нерезко выраженными нарушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений. Нерешенным остается целый комплекс медицинских, психолого-педагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегрировать детей с отклонениями в развитии в общество.

80-90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности: 1) распространение информации и проведение ряда акций в течение Международного десятилетия инвалидов (1983 - 1992), объявленного ООН; 2) проведение политики массовой иммунизации против шести основных детских инфекций; 3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по проблемам детства, ставящего задачу снижения детской смертности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и психического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеей ООН и ее вступление в силу в качестве международного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие.

2. Логопедическая служба в ДОУ

 Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и профессиональная карьера.

По мнению В. П. Вахтерова, «Человеческая сознательная речь – это синтез разрозненных умений, из которых состоит речь:

-тут и те умения, из которых состоит произнесение звуков, слогов, слов;

-умение поймать ухом каждый звук и каждое слово другого;

-память слов как моторная, так и слуховая;

-понимание того, что говорят другие, и наконец, понимание того, что ребенок говорит сам».

         Легко понять какие трудности испытывает ребенок в дальнейшем, если хотя бы одно из умений у него не сформировано.

        К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями речи. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными речевыми нарушениями.  В середине 70х годов дефект речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.                                                                                   

        В целом дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу - до 80% от всех детей. И происходит это не только из-за ухудшения экологической обстановки, дефицита фтора и йода, патологии беременности,  родовых травм, ослабленного здоровья детей, но и за счет педагогической некомпетентности окружающих взрослых.

Речевые нарушения вызывают в дальнейшем различные сбои: в эмоционально - волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыках общения, соматическом здоровье. Таким детям трудно овладеть учебной программой в школе. Они заранее обречены на неуспеваемость, поскольку несовершенства устной речи имеют свойства закрепляться в виде  специфических ошибок чтения и письма. По данным Л.Г.Парамоновой, это 55,5% детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка. Чем раньше начать исправление речи, тем быстрее будет достигнут успех и тем он будет прочнее, так как чем моложе организм, тем легче нервные пути могут быть переведены, переключены. Поэтому борьба с дефектами речи должна начинаться в дошкольном учреждении.

На базе многих  МДОУ в Республике Алтай функционируют  логопедические группы. Сегодня оказывают помощь  многим детям. Но количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, на сегодняшний день гораздо больше.

Цель дошкольно-образовательного учреждения:

- обеспечение помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи, в коррекции психо-речевого развития (консультирование, профилактическая и просветительская работа, открытые занятия, совместные занятия);

-охрана и укрепление физического и психического здоровья;

-развитие индивидуальных способностей на основе реализации комплекса мер коррекционно-оздоровительного характера с учетом особенностей психофизического развития и возможностей каждого воспитанника.

        Система работы по коррекции и развитию речи детей, посещающих логопедические группы, строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, а коррекция воздействия направлена, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии. Деятельность логопедической группы предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.  Такая работа проводится поэтапно и начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие психической базы речи: слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мышления, мелкой моторики. В этот же период проводится курс массажа языка и лица.

       Основной этап включает 5 разделов: фонетический, фонематический, лексический, грамматический, связной речи.

       На заключительном этапе проводится повторная диагностика. Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального речевого развития. Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса.

 Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно-педагогическую, организационно-методическую, консультативную, координирующую, контрольно-оценочную функции. Но на протяжении всего дня пребывания ребенка-логопата в детском саду работают над коррекцией и развитием речи совместно все педагоги и специалисты. Центральная фигура единого коррекционного процесса - ребенок. 

 В ДОУ установлен  «Единый логопедический режим» - строго очерченный круг требований к общей речевой  культуре, устной речи детей и взрослых.

Требования логопедического режима:

-правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива;

-знание педагогом речевых возможностей ребенка в конкретный период;

-всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов и терминов;

-каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей;

-в присутствии детей не высказывать сомнения по поводу реальности исправления его речи. Внушать веру в успех;

-требовать от детей, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед;

-каждый сдвиг в улучшении речи ребенка поощрять;

-следить за посещением занятий;

-добиваться полных развернутых ответов на вопросы.

Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Взаимосвязь в работе всех педагогов позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.

Основными формами организации логопедического воздействия являются:

-образовательные занятия с воспитателями, преподавателями ИЗО и экологии, физкультуры в форме групповых занятий;

-коррекционные занятия с учителем-логопедом в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;

- индивидуальные занятия по коррекции интеллектуального и психического развития детей с педагогом-психологом.

        Система коррекционно-педагогической деятельности насыщена мероприятиями, способствующими выработке единых требований к ребенку медицинского, педагогического характера, с целью своевременной коррекции сенсомоторных, моторных, речевых отклонений, профилактики школьной неуспешности (предупреждение дисграфии и дислексии), социальной дезадаптации и представляет триединство приоритетных направлений: здоровьесберегающего, коррекционного, интеллектуально-познавательного.

        Важную роль в развитии ребенка с речевым нарушением играет окружающее пространство. Л.С.Выгодский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды.

         Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

        Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным» материалом для их умственного роста. Организованная таким образом коррекционно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а так же поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Практическая значимость такой работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы. Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта является работа с родителями.

3. Развитие дошкольной логопедической службы в Республике Алтай

В Республике Алтай на современном этапе сложилась достаточно действенная система логопедической службы, обеспечивающая лицам с отклоняющимся речевым развитием возможность получения своевременной и квалифицированной помощи.

Развитие системы логопедической помощи в Республике началось позже, чем формирование системы специального образования в целом. Вопросы, касающиеся аномального детства, стали решаться на государственном уровне примерно с 1950 г.

Постепенно была сформирована сеть специальных коррекционных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Постоянно возрастал охват детей с различными видами патологии развития обучением, совершенствовались технологии коррекционной поддержки. Однако длительное время без специальной помощи оставались дети с недостатками речи. Не осуществлялся их учет, отсутствовали какие-либо специальные пункты для оказания им помощи.

15 августа 1949 года Советом Министров бывшего Союза было принято решение, касающееся названной категории детей и послужившее началом создания логопедических пунктов при средних массовых школах для оказания помощи детям-логопатам. В ответ на данное решение в Республике Алтай, в частности, в г. Горно-Алтайск, был впервые организован учет детей с недостатками речи. Во все области Республики были направлены письма с требованием, сообщить о наличии детей с речевой патологией и о возможностях открытия логопедических пунктов. Вопрос об учете детей с нарушениями речи решался крайне медленно и еще достаточно долго оставался открытым.

В рамках существующих на описываемый период учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, зрения уделялось внимание организации речевой помощи воспитанникам.

Существенную роль в распространении логопедических знаний играли методические объединения школ, на которых обсуждались актуальные проблемы коррекции речи учащихся. Низкий процент учителей-дефектологов сказывался на эффективности и результативности речевой работы. Например, логопедическая работа во вспомогательных школах велась учителями общеобразовательных школ, не знающих специфики развития речи умственно отсталых детей. Следствием являлось отсутствие должного внимания к проблемам устранения недостатков речи у учащихся.

В целом по Республике сеть учреждений для оказания речевой помощи детскому населению развивалась крайне медленно, что в значительной мере, как уже отмечалось, было связано с отсутствием дефектологических кадров.

Оборудование и методическое обеспечение логопедических пунктов не отвечало требованиям. Недостаточно высоким было качество работы логопедов, так как они не имели в большинстве своем дефектологического образования. Логопедические пункты часто обслуживали учащихся тех школ, на базе которых они располагались, несмотря на то, что являлись межшкольными и обязаны были охватить нуждающихся в речевой помощи учащихся всех прикрепленных к логопедическому пункту школ. Серьезные нарушения допускались при комплектовании речевых групп. На занятия допускались дети с легкими нарушениями речи, не влияющими на успеваемость, что противоречило требованиям, предъявляемым к составу речевых групп. Индивидуальные формы работы преобладали над групповыми.

В свете осуществления Закона о школе в период с 1960 г. по 1970 г. в спецшколах Республики велась активная работа по совершенствованию образовательного процесса. В школах для глухих детей осваивалась экспериментальная программа обучения учащихся словесной речи на основе формирования речевого общения. Внедрялись разнообразные формы и приемы работы, способствующие формированию речевых навыков детей (использование картинных словарей, тетрадей для разговорной речи, организация речевых конференций и пр.). Во всех специальных школах устанавливался единый речевой режим, организовывались постоянно действующие семинары-практикумы по логопедии.

Кадры специалистов дефектологов готовились для Республики за ее пределами. Необходимость открытия собственного факультета была продиктована ростом дифференцированной сети специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями развития.

Сегодня в Республике квалифицированная речевая помощь оказывается детям в следующих организациях: специальных детских садах, специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в условиях специальных школ для детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения, другими дефектами развития, в реабилитационных центрах, кабинетах коррекции.

Для детей с нарушениями речи иногда открываются специальные группы в детских садах общего типа. Еще одной формой помощи является организация логопедических пунктов при детских садах (по типу логопедического кабинета в поликлинике), обслуживаются дети не только данного, но и других близлежащих садов. Иногда специальные детские сады для детей с речевыми нарушениями имеют ясельные (как правило, диагностические) группы, для некоторых категорий детей с отклонениями в развитии открываются дошкольные (подготовительные) отделения при специальных и общеобразовательных школах.

Совершенствование и оптимизация содержания логопедической помощи связаны с организацией ранней диагностики отклоняющегося развития, раннего начала коррекционной работы, организацией профилактической работы и активным вовлечением семьи в коррекционный процесс.

Реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

В Республике Алтай все дошкольные организации разработали и утвердили образовательные программы дошкольного образования по ФГОС ДО, с учетом региональной, этнокультурной части, согласно программам осуществляется образовательный процесс с детьми.

С введением ФГОС ДО улучшается кадровый потенциал дошкольных образовательных организаций, привлекаются квалифицированные кадры, в том числе логопеды, психологи, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре. В настоящее время в системе дошкольного образования работают 1392 педагога. Курсы повышения квалификации педагогов и переподготовки кадров прошли 100 % педагогов.

Улучшается  материально-техническая база дошкольных организаций. Ведется активная работа по созданию предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО с учетом специфики национальных, региональных и социокультурных условий.

В свете современных требований дошкольные образовательные учреждения обеспечиваются бытовой и аудио-видео техникой, компьютерами.

Что касается обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, то в Республике Алтай проживает 558 детей дошкольного возраста, из них 320 детей-инвалидов. Посещают дошкольные образовательные организации 298 детей с ОВЗ, из них 134 ребенка-инвалида.  149 детей с ОВЗ и инвалидностью охвачены дополнительным образованием на базе детских садов. В 2016 году увеличилось количество специалистов сопровождения. В дошкольных образовательных организациях работают 40 психологов, 10 дефектологов, 61 учитель-логопед, появилось 10 ассистентов (тьюторов).

Улучшилось материально-техническое положение и архитектурная доступность в 9 детских садах Республики Алтай по программе «Доступная среда». Закуплено оборудование для кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, сенсорные комнаты, развивающее оборудование, кресла для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на общую сумму более 11000 тыс. руб. В 2 детских сада поступило оборудование по программе «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и развития и их семьям», в которой Министерство образования и науки Республики Алтай  выступает соисполнителем.

В муниципальных образованиях ведется системная работа по реализации мероприятий «дорожных карт» в соответствии с разработанными  паспортами доступности. 

В Республике Алтай проводятся форумы, заседания среди педагогов – логопедов. Например 30 апреля на базе психолого-педагогического факультета ГАГУ прошло заседание городского методического объединения педагогов-логопедов дошкольных и общеобразовательных организаций по теме «Психолого-педагогическое взаимодействие образовательных организаций с родителями обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи».

Целью проведения заседания методического объединения на базе университета стало обсуждение теоретических и методических вопросов по оказанию логопедической помощи родителям, чьи дети имеют различные нарушения устной и письменной речи. Этот вопрос является сложным в работе образовательной организации с семьями, имеющими детей с особенностями развития. В этой связи по инициативе факультета под руководством к.п.н., доцента по УР Костюниной А.А. состоялось данная тематическая встреча. Участниками методического семинара стали педагоги-логопеды образовательных организаций города Горно-Алтайска, магистранты 1 курса направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ».

В рамках работы методического объединения обсуждались вопросы поиска эффективных форм коррекционной работы над речью обучающихся. Руководитель городского методического объединения педагогов-логопедов, к.психол.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы ГАГУ Маргарита Петровна Долговых выступила с докладом о планировании информационно-просветительской работы педагога-логопеда с родителями в образовательных организациях города. Логопедом МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска» Татьяной Сергеевной Бадакиной был представлен опыт организации сотрудничества педагогов-логопедов с родителями детей-логопатов. Перед участниками семинара выступила Наталья Борисовна Шевченко, к.п.н., руководитель КГУСО Краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» (г. Бийск) с освещением психологических особенностей организации взаимодействия педагогов-логопедов с родителями. В практико-ориентированной части объединения участникам был предложен для ознакомления диагностический пакет методик, составленный Долговых М.П., по выявлению отношения родителей к ребенку-логопату, а также к образовательной организации, в которой обучается ребенок.

Работа методического объединения педагогов-логопедов прошла в дружеской обстановке, с перспективами дальнейшего сотрудничества образовательных организаций с вузом.

Заключение

В Республике Алтай актуальной остается проблема подготовки кадрового состава логопедов, осуществляющих логопедическую помощь детям, так как от этого зависит эффективность коррекционного процесса. Данная проблема порождена отсутствием в ряде случаев специального образования у педагогов, работающих логопедами. Среди логопедов в Республике не более 15% (по данным анкетирования учителей-логопедов на начало экспериментальной работы) имели специальное дефектологическое образование.

Система логопедической помощи в Республике Алтай имеет особенности, обусловленные экологическими ( перепады атмосферного давления в горных районах, вызывающие сосудистые заболевания, и как следствие тяжелые нарушения речи); культурными (Республика Хакасия – многонациональная республика, в которой распространение дефектов речи отчасти объясняется двуязычием); социально-экономическими (на протяжении ряда лет создание учреждений для детей с речевыми нарушениями было не равномерным, снижался уровень жизни населения) факторами развития региона.

По распространенности речевых нарушений у детей дошкольного возраста преобладает общее недоразвитие речи, у школьников – нарушения письма и чтения, что требует комплексной логопедической работы. Оказание логопедической помощи детям республики затруднено по разным причинам, среди которых ведущее место занимает несоответствие количества учреждений по оказанию логопедической помощи числу нуждающихся в них детей.

Совершенствование логопедической помощи детям в Республике Алтай усматривается в обновлении ее традиционных форм и организации новых: групп с дополнительными услугами, коррекционных групп групп в летнее время; организации логопедических пунктов в дошкольных образовательных учреждениях.

Эффективность коррекционной работы в определенной степени зависит от повышения квалификации специалистов (воспитателей, учителей-логопедов), в частности прохождение ими целевых, проблемных и квалификационных курсов с включением интерактивных форм обучения в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2004.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2014.

4. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. М., 2011

5. https://www.liveinternet.ru/users/olga03111981/post178927489

6. https://docs.cntd.ru/document/543740757


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...