Сценарий развлечения "Проделки деда Буквоеда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Развлечение "Проделки деда Буквоеда" является итоговым мероприятием в конце  образовательного периода по подготовке к обучению грамоте, которое позволит дошкольникам в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, активизировать познавательные и коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал.

Используемые занимательные задания позволяют сохранять интерес и закреплять знания в рамках естественной для детей игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_prodelki_deda_bukvoeda.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Проделки деда Буквоеда»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс овладения навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза представляет определенные трудности.  Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь и ее элементы.

Перед каждым педагогом рано или поздно встает вопрос поиска наиболее эффективных методов, приемов и средств для повышения качества коррекционно-развивающего процесса. Они воплощают свои оригинальные идеи в жизнь, тем самым, привлекая дошкольников к учебным видам деятельности, пробуждая интерес и формируя мотивацию у детей. И, конечно, учитывают ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Программное содержание

Цель: создать условия для актуализации знаний и умений детей в образовательной области «Речевое развитие» в разделе «Обучение грамоте».

Задачи:

- закрепить навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- способствовать профилактике оптической дисграфии;

- способствовать развитию реальной самооценки у детей;

- обеспечить смену умственной и двигательной активности;

- воспитывать доброжелательное взаимодействие, умение работать в мини группе, в коллективе.

Практическая значимость

Вполне закономерным является проведение в конце определенного образовательного периода итогового мероприятия, которое позволит дошкольникам в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, актуализировать познавательные и коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал.

Используемые занимательные задания позволяют сохранять интерес и закреплять знания в рамках естественной для детей игровой деятельности.

Выбор формы организации и проведения итогового мероприятия зависит от контингента детей и решения конкретных задач.

Ожидаемые результаты

Дети применят на практике полученные знания и умения, проявят положительные личностные качества, испытают чувство радости при достижении общей цели; у детей повысится/укрепится самооценка, уверенность в собственных силах.

Методические советы

Итоговое мероприятие – это совместная деятельность взрослых и детей, поэтому, как и любая другая совместная деятельность, она предполагает следующие компоненты:  

- общая мотивация;

- общая цель;

- единое пространство взаимодействия участников;

- разделение единого процесса на связанные действия;

- взаимодействие между участниками;

- последовательность действий в соответствии с целью;

- необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);

- наличие единого результата.

Ход развлечения

Роли: ведущий, дед Буквоед.

Оборудование: детские стулья и столы; карточки с именами детей без первой буквы; контейнеры с буквами, разрезанными на несколько частей; клей-карандаш на каждого ребенка; цветные карточки со слогами: ЛЫ, КУК; РА, МИД, КИ, ПИ; ШИН, КИ, МА; СКА, КАЛ, КИ; БИ, КУ, КИ; корзина с грушами; игрушки: машинки, кубики, куклы, пирамидки, скакалки; карточки с ребусами (слова зашифрованы с помощью картинок); ткань «болото»; кочки «массажные полусферы»; длинная бумажная полоса со словом ПЕРВОКЛАССНИКИ из недописанных букв; фломастеры; гимнастические палки; картинки с изображениями единицы и кола.

Ведущий: Ребята, вы выросли, и завтра у вас выпускной бал – вы попрощаетесь с детским садом. А сегодня давайте устроим веселое чаепитие. Проходите в зал.

Дети входят в зал и видят:

Дед Буквоед: Пожалуй, еще буковкой О полакомлюсь (откусывает кусок от буквы О (баранка)). Ммм, какая вкусная буковка попалась. Ну вот, я и наелся.

Ведущий и дети удивлены происходящим.

Ведущий: Здравствуйте, дедушка! Как вас зовут?

Дед Буквоед замечает детей.

Дед Буквоед: Здравствуйте! Меня зовут дед Буквоед. Ни за что не догадаетесь, почему меня так называют.

Звучат ответы детей.

Вы сами-то, кто такие – малыши из ясельной группы?

Ответы детей.

Ведущий: Это ребята из подготовительной к школе группы, они самые взрослые во всем детском саду. Завтра они будут прощаться с детским садом, ведь осенью их ждет школа.

Дед Буквоед: Как же вы в школу пойдете, вы и читать-то, наверное, не умеете.

Ответы детей.

Тогда найдите стульчики со своими именами, только я уже некоторые буквы съел.

Дети по оставшимся буквам узнают свое имя.

Догадались, на каком стульчике ваше имя? Какую по счету букву я съел в ваших именах?

Ответы детей (первую).

Правильно, я съел первые буквы, потому что они были большие и очень вкусные.

А в школу сможет пойти только тот, кто свое имя себе вернет, а не сможете – так и останетесь в детском саду навсегда, ха-ха-ха!

Ведущий: Ребята, здесь лежат части букв, попробуйте склеить из них первую букву своего имени, и тогда вы вернете себе целое имя.

Дети склеивают из частей первую букву своего имени, затем садятся на свой стул.

Дед Буквоед: Какие вы догадливые! (вздыхает и с грустью говорит) Ну что ж, отправляйтесь в школу. (хитрым голосом) Интересно, а что вы малышам в садике оставили – посмотрим, посмотрим. (с притворной жалостью) Ой-ей-ей, бедные-бедные малыши, чем же они будут играть? (показывает корзину, в которой лежат груши; на корзине надпись «груши»). 

Догадайтесь, какие буквы я съел, что должно быть в корзине?

Ответы детей (и, к; игрушки). 

Куда нужно буквы вставить, чтобы получилось слово «игрушки»?

Ответы детей.

Хотите, спасти игрушки для малышей?

Тогда составьте названия игрушек из рассыпавшихся слогов (на желтых карточках: ЛЫ, КУК; на голубых карточках: РА, МИД, КИ, ПИ; на белых карточках: ШИН, КИ, МА; на розовых карточках: БИ, КУ, КИ и так далее)

Дети берут по одной карточке и составляют слова-названия игрушек. Работа проходит в мини группах, так как слоги одного слова напечатаны на бумаге одного цвета.

 Ведущий: Ребята, «спасенные» игрушки кладите в корзину, оставим малышам в садике.

Дед Буквоед: Да вы еще и добрые, о малышах позаботились! Вы начинаете мне нравиться! Теперь можете в школу отправляться, надо только через болото (лежит ткань) перебраться. А я и здесь уже пообедал! Раньше можно было через болото перейти, а теперь только вот это и осталось (лежат на болоте большие бутафорские очки). Догадаетесь, что было на болоте, помогу добраться до школы.

Ответы детей (кочки).

Кочки появятся, если соберете по первым звукам школьные слова.

Каждый ребенок берет карточку. На карточках с помощью картинок зашифрованы слова-названия на школьную тематику (парта, ручка, урок, доска, класс, звонок, указка, карандаш, книга, альбом, буква, цифра).  

На каждое отгаданное слово дед Буквоед кладет кочку, прокладывая дорогу через болото.

Дед Буквоед: Вы такие сообразительные! Так и быть, проведу вас через болото. Идите за мной! (переходят через болото по кочкам)

Из детского сада вы уходите, значит вы теперь не дошколята? Как же вас будут в школе называть? Попробуйте прочитать слово на карточке, вот только буквы наполовину съедены, а я посмотрю, действительно ли вы такие умные, что в школу смело собираетесь.

Дети дописывают буквы и читают слово ПЕРВОКЛАССНИКИ

Дед Буквоед: Да, теперь вас будут называть первоклассники, только учиться вам негде! Смотрите, что от вашей школы осталось.

Дети читают слово КОЛ, выложенное на полу из гимнастических палок.

Выбирайте, вам какой кол: для строительства забора или самую плохую оценку (показывает картинки)? Не сможете КОЛ превратить в ШКОЛУ, некуда будет идти 1 сентября!

Дети достраивают из палок буквы Ш и А, превращая слово КОЛ, в слово ШКОЛА.

Дед Буквоед: Вижу я, что вы сообразительные и умные – так легко с заданиями справились, и добрые – малышам игрушки вернули, и дружные – вместе все препятствия преодолели. Вам действительно хочется в школу пойти?

Ответы детей.

Очень вы мне понравились! Хочу с вами подружиться. Только как же вы будете учиться, если я все буквы съем? Я их люблю также сильно, как вы любите конфетки.

Ведущий: У меня возникла хорошая идея! В школе ребята будут учиться писать уже не печатными, а письменными буквами. Вы помогите им –  съешьте те буквы, которые получатся кривые и некрасивые, а аккуратненькие, ровненькие и правильно написанные оставьте ребятам. И тогда вы станете добрый дедушка Буквоедушка!

Дед Буквоед: Я согласен! Будем дружить?

Ответы детей.

Ведущий: Дедушка Буквоедушка, мы приглашаем вас к себе в гости на чаепитие с буквами-печенками, с конфетками и другими сладостями!

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».

Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Праздник правильной речи " В гостях у деда Буквоеда"

Праздник для детей логопедической группы на этапе закрепления звуков....

Итоговая НОД по коммуникации "Проделки деда Буквоеда"

НОД проводила в игровой форме, вызвала мотивацию проблемной ситуацией "Злой дед Буквоед заколдовал страну Знаний и теперь все останутся необразованными и безграмотными". Дети приняли решение: помочь р...

"Загадки Деда Буквоеда"

НОД по обучению грамоте старших дошкольников....