Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая группа)

Каймакова Марина Константиновна

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3» МО Красноармейский район Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Каймакова Марина Константиновна

Слайд 2

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Объект исследования : процесс развития речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования : игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста. Цель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности. Задачи: 1.Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте ; 2. Рассмотреть особенности игровой деятельности; 3. Привлечь внимание детей к собственной речи, через игровую деятельность; 4. Развивать речевой аппарат (артикуляционная гимнастика); 5. Совершенствовать пальчиковую гимнастику для развития речи дошкольников.

Слайд 4

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева – создание развивающей предметно-пространственной среды; – целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; – изучение состояния устной речи детей; – участие родителей в речевом воспитании детей. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Слайд 5

Развитие речевого дыхания

Слайд 6

Развитие фонематического слуха

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика

Слайд 8

Игры на развитие мелкой моторики

Слайд 9

Развитие пальчиковой гимнастики

Слайд 10

Использование массажного мячика для развития речи детей

Слайд 11

Игры с куклой

Слайд 12

Заключение: Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

  Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

                                                       Подготовила:

                                                       Учитель-логопед МДБОУ «Детский сад №3»

                                                       Каймакова Марина Константиновна

 

ст. Старонижестеблиевская, 2021г.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

 ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский

 

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель: 

Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности.

Задачи:

1. Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте;

2.  Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ;

3. Привлечь внимание детей к собственной речи, через игровую деятельность;

4. Развивать речевой аппарат (артикуляционная гимнастика);

5. Совершенствовать пальчиковую гимнастику для развития речи дошкольников.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной
острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была
внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста. 

Считается, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. 

  Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. 

В игре ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. 

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. 

Игра – одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. 

Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
          Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей

 Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

– создание развивающей предметно-пространственной среды;

– целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

– изучение состояния устной речи детей;

– участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…– заметила в своё время Е.И. Тихеева

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе  оформлен речевой уголок.  Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Организована работа с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Следовательно педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы.

Заключение

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.

Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Таким образом, развитию речи ребенка  способствует выполнение следующих условий:

1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие – доверие его к взрослому и желание с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.

4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.

5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи и правильного речевого дыхания.

Список использованных источников:

1.Г. Г. Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры, – Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

2.С. Н. Анищенкова. Пальчиковые игры.

3.Л. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

4.Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

5.М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.

6.Е,А, Бабенко. Подвижные игры.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

9. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

11.Акименко В. М.Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

12. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

13. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. –Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...

Доклад "Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: Развитие речи у детей через игровую деятельность....