«Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Судакова Наталья Павловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме обучения».

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интегрирующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли раньше. Воспитатель так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятиях.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру, как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы» разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: « скажи коротко, но чтобы тебя все поняли».

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Игра это на просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие речи. Поэтому все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Возникнув в раннем детстве (игра) на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его сначала надо учить играть - сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям их последовательности. Что является путем познания предметного мира.

Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:

Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях (направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмет как таковой, предмет как результат действия взрослого, предмет как творение человеческой мысли). Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах. К играм первой группы относятся:

игры - раскладки (направлены на формирование умения определять, к какому миру относится предмет): «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т.д.;

игры – определения (определить способ использования предметов): «Что лишнее», «Найди пару», «Скажи, как использовать предмет» позволяют выяснить назначение, строение предметов, материалы из которых они сделаны: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Подбери материал для названного предмета» и т.д.;

игры - загадки и отгадки: « Найди заданный предмет», «Угадай инструмент» и т.д.

игры - описания (развивают умение описывать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям;

игры-турне: « Определи время предмета», «Что было - что будет» и т.д.;

игры-путешествия: «На чем мы путешествуем», «Чудесное превращение волшебной палочки» и.п. — раскрыть удивительный и многообразный предметный мир;

Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, моделирующие и т.д.) с предметами. (направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой)

Игры - эксперименты, игры-опыты (исследования)

Игры, направленные на стремления к творческому преобразованию предметного мира. Играя, дети могут сами, объяснить, почему и как один и тот же предмет изменился, как еще его можно изменить.

Игры-преобразования: «Цепочка слов», «Соедини детали - получи новый предмет» и т.д.

При реализации данных этапов основным назначением является - развитие у детей внимания к слову, его точному употреблению. Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Формируются практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками.

Ребенок уже умеет самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений между людьми. Заменяются реальные предметы на другие, с помощью которых  можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Выстраивание занятий в форме игровых ситуаций, побуждает детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам. На игровых занятиях целесообразнее использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа «от простого к сложному».

Что требуется от воспитателя во время таких занятий?

Терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу),

Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.

Умение принимать детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое решение ребенка.

Способность к импровизации.

Когда ребенок пройдет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Ученые давно заметили, что речь и  ручные действия очень тесно связаны между собой.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это неслучайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и  особенно  в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме этого доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность.

Актер тетра должен четко произносить текст, выразительно передавая мысли автора. Поэтому в качестве мотива на развитие речи может быть выбрана театральная игра, которая помогает развитию связной речи и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме, что является необходимым условием увлекательной деятельности.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог);

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Список использованной литературы.

1. Андросова М.П. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3.

2. Радзевич Л.П. Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗ //  Воспитатель ДОУ . -  2011. - №6.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф.А. Сохина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...

Доклад "Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: Развитие речи у детей через игровую деятельность....

Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии...