Педагогическая мастерская "Логопедическое ассорти"
консультация по логопедии

Вотчицева Татьяна Ивановна

консультация с элементами мастер-класса учителя-логопеда для педагогов на летний оздоровительный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_assorti.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская «Логопедическое ассорти»

С наступлением теплых беззаботных деньков деткам нравится проводить свободное время на улице. И заниматься нельзя заставить ни дошкольника, ни ученика старших классов. Поэтому сегодня я расскажу, как можно организовать логопедические игры на свежем воздухе. Ведь упражняться нужно регулярно, а если ребенок имеет проблемы со звукопроизношением, фонематическим слухом, построением предложений – тренироваться нужно ежедневно, независимо от погоды и выходных.

Логопедические игры на улице можно условно разделить на три подгруппы:

  • активные – связанные с движениями (бег, прыжки) и отдельными спортивными состязаниями;
  • пассивные – неторопливые тихие занятия, как индивидуальные, так и коллективные;
  • сюжетно-ролевые – можно отнести и к первой и ко второй группе, поскольку они сочетают в себе элементы как активных, так и спокойных развлечений.

Желание двигаться естественно для детского организма. Тактильный голод, недостаточный темп наращивания мышц, отсутствие стимуляции от рецепторов опорно-двигательного аппарата тормозит совершенствование речи. Логопедические подвижные игры выбирайте так, чтобы они соответствовали возрасту и психическим особенностям. Необходимо учитывать, какой информационный багаж уже имеется, понимает ли крошка обращенный к нему текст, правила, которые требуется соблюдать, умеет ли работать в команде.

Но начинать каждый день предлагаю с тренировки язычков, иначе говоря, с зарядки для язычка.

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были, 

Не грустили - старичок со своею старушкой.

Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.  (открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости: 
Толстые внуки приехали в гости
(надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости 
 (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись
 (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы
Поцеловать они всех пытались
(губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы
(широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи
(соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим
(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою, 
Чтоб свежим был ротик!
(втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили
(широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили
(подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим
(покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем) 
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным
(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). 
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем!
(кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
       Дед  для внучат приспособил качели
(широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
       Все дети на них покачаться успели.
        Дед пересел на коня, внуки тоже,
        Он перешёл на галоп, дети тоже…
(щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),

Вот из сарая индюшка пришла,
        Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла!
(широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
         Вот и сказке нашей подошёл конец,
         Кто слушал «Молодец!»

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ

Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой. Можно тренироваться вдвоем или компанией, устраивать целые соревнования. Ведь именно в состязаниях формируется командный дух, стремление к успеху, осознание собственной значимости.

Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.

Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)

Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).

Аналогично проводится игра  «Один – много», которая поупражняет детей в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа.

Педагог бросает мяч и называет один предмет, ребенок в ответ называет много этих же предметов. Слова можно ограничивать рамками одной лексической темы. Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов), а затем названные фрукты можно нарисовать на асфальте.

Можно провести с детьми игру  «Найди свой дом». Цель: закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные).

На асфальт нанесите символические изображения елки и дома.

Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).

Можно предложить картинки с изображением частей тела животных и задать вопрос: «Чьи части тела вы узнали?» (При ответе дети используют притяжательные прилагательные:  лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)

Обучение образованию относительных прилагательных можно осуществлять во время рассматривания предметов, как на своем участке, так и на соседних участках. Например, педагог говорит из чего сделана вещь, а дети создают прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, крыша домика из железа – железная, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)

Обогатить глагольный словарь поможет упражнение «Что делает?». Взрослый обозначает любой предмет или животное, а воспитанник отвечает на вопрос «что делает»: машина – едет, самолет – летит и т.д.

Упражнение «Деформированные предложения» поспособствует формированию грамматических категорий.

Детям предлагаются вразнобой слова. Например: парк, дети, гулять. Плавать, рыбка, аквариум. Педагог просит детей составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.

Нарисуйте на асфальте мелом кружочки, а внутри каждого буковку. Пусть ребятки бегают вокруг, а по хлопку занимают те, в которых нарисованы только согласные (гласные, звонкие, глухие и т.д.) Либо, попав в кружок с буквой, кроха говорит соответствующее существительное.

Во время экскурсий подсчитывайте количество встречающихся цветочков, пеньков домов и т.д.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

В летний зной на прогулке не обязательно использовать только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Командные конкурсы способствуют выработке честности, терпения, выносливости, дисциплинированности. Преодоление препятствий и усилия, которые приходится прилагать помогают формировать решительность, стрессоустойчивость и другие волевые качества.

Поставьте в одну линию разноцветные ведерки или тазики, предложите кидать в каждый шарики соответствующего цвета.

Привяжите к забору или ветке воздушные шары, пробуйте сбивать их небольшими камушками. А если на каждом нарисовать цифру, то можно потренироваться в соблюдении последовательного счета.

СПОКОЙНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ

Если вы уже набегались, напрыгались и хочется посидеть и отдохнуть, то и тут есть чем заняться с пользой.

Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики. Рисовать можно предметы на определенную тему или цифры и буквы.

Вместе с детьми «сварите» вкусный «обед» для кукол из травы и листиков, называя что кладем в «кукольный суп».

Если под рукой оказались краски – устройте вернисаж на камнях, раскрашивая их как зверюшек и насекомых или нанося изображения солнца, домиков, радуги и т.д.

Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ваш маленький ученик хлопает в ладоши, когда услышит загаданный звук.

На отдыхе, даже просто валяясь на травке и наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.

Скатайте из бумаги небольшой круглый комочек и устройте соревнование у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности. Можно сесть двоим соперникам напротив и силой воздушной струи загонять комок на территорию противника. Таким образом у воспитанников формируется правильное речевое дыхание и сила выдоха

Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?

Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.

Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.

Придя с прогулки в группу, обязательно вспомните, а потом по очереди расскажите друг другу о том, что видели и что делали на прогулке. Постарайтесь припомнить как можно больше деталей. И так до тех пор, пока ничего нового к сказанному добавить не сможете. При этом сначала дайте дошкольнику возможность самому, без наводящих вопросов выбрать, о чём рассказывать. Понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольников развивается независимо от того, какие события реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

Обязательно старайтесь вести с детьми содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения.

Желаю вам увлекательных прогулок! На этом у меня все. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое ассорти"Мама,бабушка и я - лучшие друзья"

Программа  посвящена  Дню  Матери, в  ней   участвуют   взрослые   и   дети старших - подготовительных групп( с  нарушением  речи).На  празднике  звучат  стихи, песни  о  маме  и  бабушке, веселые  та...

Экологическое ассорти

Это мероприятие знакомит детей с окружающим, расширяя их кругозор....

Вечер досуга в старшей группе "Экологическое ассорти"

Участвуя в досуге, дети закрепляют знания о пользе овощей и фруктов, значении хлеба в жизни человека; об условиях, необходимых для роста растений. Воспитание уважения к труду овощеводов и хлеборобов. ...

Педагогический проект «Арт-Ассорти» (для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ)

   В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ...

Педагогический краткосрочный проект в средней группе « Веснушковое ассорти »

Цель проекта: Способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами, привлечь к изготовлению подарков для женщин.  Задачи п...