Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием анимационных образов в процессе работы учителя-логопеда ДОУ.
статья по логопедии (старшая группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Старший дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития ребенка. В 5 -6 летлет у детей развиваются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь. А также происходит формирование личностных качеств.

Игра - ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр - доступный вид искусства, который решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.

    Участвуя проекте, дети знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы и обобщаться, активизируется словарный запас  ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Автор учитель-логопед Горбунова Наталя Николаевна

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста  с ОНР  с использованием анимационных образов в процессе работы учителя-логопеда ДОУ.

 «Узнаваемые анимационные образы значительно повышают усвоение материала детьми. Героям  «Союзмультфильма», в числе которых персонажи «Простоквашино» доверяют родители».  Союзмультфильм» представил образовательную технологию на основе сериала «Простоквашино». Элементы технлогии  используются в работе учителя –логопеда ДОУ.

Технология, которая направлена на всестороннее развитие детей в возрасте 5-7 лет, включая способности к творчеству и саморазвитию, здоровому эмоциональному отклику и культурному общению в группе, мотивации и концентрации внимания в процессе дальнейшего обучения. В каждый модуль входят материалы по девяти видам деятельности: конструирование, художественная литература, самообслуживание, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Технология оперирует образами межпоколенческого кода, что помогает не потерять связь между родителями и детьми.

1. Объединяет 8 тематических модулей (Семья, Друзья, Соседи, Эмоции и чувства, Мальчики и девочки, Дети и взрослые, Интернет, Школа).
2. Полностью охватывает социально-коммуникативное развитие как образовательную область ФГОС ДО и частично познавательное, художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие детей).
3. Реализуется во всех 9 видах деятельности, рекомендованных ФГОС ДО (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).
4. Опирается на актуальное и перспективное развитие детей дошкольного возраста и имеет высокий потенциал реализации образовательных задач в младшем школьном возрасте (новые модули – «Безопасность в городе», «финансовая грамотность», фото и видеоблогинг и др.).
5. Обеспечивает межпоколенную трансмиссию социокультурных норм и ценностей (знакомые и любимые персонажи родителей и детей).
6. Включает элементы проектной деятельности с активным взаимодействием семьи и образовательной организации (Календарь», «Театр эмоций», «Мир профессий», «Школьный альбом»).

В области социально - коммуникативного  развития и социализации детей дошкольного возраста технология формирует следующие компетенции:

1. Коммуникативная компетенция – способность к взаимодействию с взрослыми и сверстниками,  к достижению целей общения с учетом интересов сверстников, готовность и разрешению конфликтных ситуаций конструктивными способами.

Индикаторы коммуникативной компетенции:

Знать: нормы и правила поведения в социуме, в том числе способы вступления в коммуникацию в зависимости от ее контекста.

Уметь: проявлять инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками, выражать собственные цели общения и достигать их с учетом интересов сверстников, а также разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.

Владеть: способами применения принципов сотрудничества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

2.Социальная компетенция – способность к социальной навигации, нравственной ориентации  и  пониманию принадлежности к своей семье, детскому сообществу и социально-культурной группе в целом.

Индикаторы социальной компетенции:

Знать: моральные и нравственные нормы, принятые в обществе, а также иметь представления о социальной навигации как системе социальной ориентации

Уметь: применять правила просоциального поведения в интересах человека, семьи и общества, ориентируясь на социокультурные ценности

Владеть: способами обоснования и моральной оценки как собственного поведения, так и поведения окружающих людей; базовыми способами планирования и организации деятельности

3.Эмоциональная компетенция –  способность к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, распознаванию эмоциональных состояний  и желаний (мотивов) партнеров по коммуникации в зависимости от возраста (сверстники, взрослые),  эмоциональной регуляции поведения.

Индикаторы эмоциональной компетенции:

Знать: базовые и социальные эмоции (радость, печаль, гнев, страх, удивление, сочувствие), причины их возникновения у себя и других людей, а также особенности их выражения и проявления

Уметь: ориентироваться в процессе коммуникации на эмоциональные состояния окружающих людей в зависимости от их возраста (сверстники, взрослые), а также  сопереживать неудачам и радоваться успехам как членов своей семьи, так и ближайшего социального окружения;

Владеть: способами распознавания собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих людей, а также адекватными возрасту способами эмоциональной регуляции поведения.

4.Медиакомпетенция  (медиаграмотность) – способность к осознанному просмотру анимационной продукции,  распознаванию содержания медиатекста, формирование основ медиаграмотности.

Индикаторы медиакомпетенции:

Знать: историю и элементы процесса массовой коммуникации, способы планирования, создания и распространения медиатекстов.

Уметь: моделировать, создавать и распространять медиатексты.

Владеть: способами осознанного просмотра анимационной продукции, распознавания и анализа ее содержания, безопасного использования гаджетов в различных видах деятельности. 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Детство в Простоквашино»

Вид проекта: творческий, групповой. долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Время проведения проекта: 2022-2024г.

Проблема: нарушение речи  

Цель проекта: коррекция речевых нарушений

Задачи проекта:

  • развивать речь, воображение и мышление,
  • организовывать совместную  деятельность с родителями детей с ОВЗ, как полноправных участников проекта.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап.

Вводный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.

 

пересказ ,театрализованной деятельность, изодеятельность, работа с мнемопазлами.

2 этап. Подготовительный

Чтение сказки Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино"

Рассматривание иллюстраций данной сказки

3 этап.

Выполнение проекта.

Презентация проекта.

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами

  • Просмотр мультфильма  «Трое из Простоквашино»
  • Показ кукольного театра «Простоквашино»
  • Включение дидактических игр в режимные моменты:
  1. «МОЁ ОБЛАКО».

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

  1. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

4 этап.

Результаты

выставка по мотивам сказки "Детство в Простоквашино",

фотогалерея

картотеки артикуляционной ,дыхательной и пальчиковой гимнастики,

мастерклассы

5 этап.

Планирование проектов по теме

 Актуальность

Старший дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития ребенка. В 5 -6 летлет у детей развиваются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь. А также происходит формирование личностных качеств.

Игра - ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр - доступный вид искусства, который решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.

    Участвуя проекте, дети знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы и обобщаться, активизируется словарный запас  ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

  • Аудио, видео и фото система;
  • Наличие музыкальных инструментов , масок, костюмов; 

Учебно-методическое:

  • Картотека (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
  • Интегрированные занятия по теме «Сказка в гости к нам пришла».
  • Подбор иллюстрированного материала по сказке Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино"
  • Настольный театр:
  • Пальчиковый театр
  • Сюжетные картинки
  • Дидактические игры: лото
  •  Необходимые условия реализации проекта

1. Заинтересовать родителей и детей тематикой проекта и в целом проектной деятельностью.

2. Оформление  «Уголка книги»

3. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов

4. Наличие разных видов театра

5. Иллюстрационный материал по сказке Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино" 

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с родителями

Дата

Тема деятельности

Продукт деятельности

Участники

1 год обучения

май

Здравствуй Простоквашино.

Мастер-класс « На лесной тропинке»

 

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

сентябрь

Урожайное лето в Простоквашино.

Книга « Урожайное лето в Простоквашино».

Книжка –раскладушка  «Сказка о вкусном борще».

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

декабрь

Зима в Простоквашино.

Мастер-класс «Белкина кладовая» поделки из шишек

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог ДО

март

Галчонок  встречает друзей.

Мастер-класс «Грачи прилетели»

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог ДО

май

Весенние приключения в Простоквашино.

Мастер-класс «Мастерская погоды»

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог ДО

2 год обучения

сентябрь

Ферма кота Матроскина.

Тренинг «Артикуляционная гимнастика для звука Р ».

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог ДО

декабрь

Зимние забавы в городах и сёлах.

Мастер-класс

«Тканевый конструктор»

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

март

Весна в Простоквашино.

Мастер-класс «Гостиница для насекомых»

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

май

Летние приключения друзей из Простоквашино.

Мастер-класс   «Я иду в школу» изготовление книжки -памятки

Родители

Учитель-логопед

Воспитатели

Продуктивная деятельность:

  • лепка к сказкам.
  • поделки к сказкам.
  • оформление макета к сказкам;
  • книжки-картотеки
  • мнемопазлы

Ожидаемые результаты

  • Дети: 
  • Коррекция речевых нарушений;
  •  читательский интерес к детской книге;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • умение передавать характер персонажей сказок  интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • приобщение к духовным ценностям.

Родители:

  • стали заинтересованными участниками образовательного проекта
  • пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;
  • приняли активное участие в изготовлении театров  из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • участвовали в совместной деятельности  с учителем –логопедом и воспитателями группы в процессе коррекции речи детей с ОВЗ.

Педагоги:

  • разработка сценариев  СД по теме проекта,
  • подготовка мастер-классов,
  • составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Перспективы распространения проекта

  • трансляция опыта на сайте МБДОУ
  • участие в конкурсах, выставках

Продуктивная деятельность. 

Пластилинография: 

Лепка:

Выставка поделок по мотивам сказки Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино".

Поделки из природного материала,

Книжки малютки.

Участие родителей при изготовлении макета по мотивам сказки Э.Успенского "Детство в Простоквашино"

Подведение итогов.

выставка готового макета "Путешествие в Простоквашино"

речевой утренник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Активное  внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...