Конспект занятия по формированию экспрессивной речи с применением клавиатуры.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи детей (6-7 лет) с ТМНР с применением клавиатуры.
Тема: Звук О, буква О.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационный момент Я возьму зубную щётку чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, пальчики - удальчики !
Дидактическая игра: «Что услышал – покажи»
Общая артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Упражнение на развитие силы и длительности выдоха. Я пришел не один, со мной пришла лисичка, которую оса укусила в нос. Ей очень больно, давай мы подуем на ее носик, чтобы ей не было так больно .
Игра «Тихо- громко»
Физминутка «Айболит». Мы весёлые ребятки, ---Шагают на месте Дружно делаем зарядку. Вправо раз, влево раз, ---Руки на пояс, поворот в стороны. Улыбнёмся всем сейчас. На носочки дружно встанем- ---На носочках потянуться вверх. Руки к солнышку потянем. Загляни к нам солнышко И погрей нам горлышко---Прыжки с хлопками. Ну а если заболеем - Нам поможет Айболит----Ладони к щекам, наклоны головы. Витаминки нам пропишет ---Колечки каждым пальцем. И микстурой угостит---Ладошки мисочкой.
Ознакомление с новым материалом. Упражнение "Найди букву".
Игра : «Волшебные шнурочки »".
Дидактическая игра: «Собери пирамидку»
Печатание на клавиатуре. Решение проблемы.
П одведение итогов.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: формирование экспрессивной речи детей (6-7 лет) с ТМНР с применением клавиатуры.
Тема: Звук О, буква О.
2022 год
Занятие № 7.
Цель: Вырабатывать акустическую установку на звук и голос, формировать произвольное произнесение звука «О», опираясь на спонтанные артикуляции ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Познакомить с буквой О. Развивать умение передавать пространственное расположение буквы на полу. Находить букву на клавиатуре и контролировать правильность печатания буквы с наложением букв из разрезной азбуки.
Коррекционно-развивающие. Развивать мелкую моторику, координированные движения рук, зрительно-моторную координацию, слуховое внимание. Формировать кинетические и кинестетические ощущения открытого и закрытого рта, Умение выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения, умение вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью. Развивать умение фиксировать внимание на предъявляемом предмете.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества на занятии.
Пассивный словарь. Звук, буква, лиса, зубная щетка, доктор Айболит.
Предварительная работа. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, знакомство с клавиатурой, знакомство с органами артикуляции, неречевыми звуками, массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук, упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Игры "Чудо звуки", "Что звучит", чтение сказки К. Чуковского «Айболит»
Оборудование. Аудиозаписи неречевых звуков, предметные картинки, которые похожи на букву [О]; картинка с изображением «У девочки болит зуб», толстая веревка, пирамидка, клавиатура Clevy с большими кнопками для компьютера, ноутбук, игрушки: «Доктор Айболит», лиса.
Организационный момент:
Логопед: К нам в гости сегодня пришел доктор Айболит, я думаю, ты уже с ним хорошо знаком.
Ребенок: утвердительно кивает головой, либо вокализирует ответ.
Логопед: Он принес с собой зубную щетку. Давай мы с тобой сейчас поиграем: Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми, я сделаю им массаж. Но не простой, а волшебный.
(Логопед делает ребенку массаж, проговаривая такие слова)
Я возьму зубную щётку чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики - удальчики!
(Растирает щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Если ребенок захочет, он может сделать массаж сам себе, с помощью взрослого)
Цель: улучшение состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров.
II. Основная часть.
Введение в тему. Проблемная ситуация.
Логопед. Доктор Айболит не просто так пришел сегодня к нам в гости с зубной щеткой. Он хочет узнать, знаешь ли ты что случается, если не ухаживать за зубами?
Ребенок. Утвердительно кивает, либо вокализирует ответ.
Логопед. Я очень рада, что ты знаешь. Посмотри, что бывает, если не ухаживать за зубами и не чистить их. Девочка кричит: «О-о-о-о…»
Логопед показывает картинку с изображением девочки, у которой болит зуб.
Актуализация знаний.
Дидактическая игра: «Что услышал – покажи»
Цель. Формировать навык восприятия и узнавания предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).
Ребенку предлагается прослушать аудиозапись звуков (плач ребенка, крик птиц, писк комара, жужжание пчелы и определить, какие звуки он услышал. Перед тобой картинки, прослушай что звучит и покажи соответствующую картинку (ребенку одномоментно дается от 2 до 4 картинок на выбор, в зависимости от его индивидуальных возможностей).
Логопед. Молодец, ты отлично справился.
Общая артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Цель. Формировать кинетические и кинестетические ощущения открытого и закрытого рта.
Логопед. Молодец! Ты отлично справляешься! Какой звук был самый громкий?
Ребенок показывает картинку с плачущей девочкой.
Логопед: Правильно, плач девочки. Наверное, она не ухаживала за своими зубами и они у нее заболели. Давай попробуем так же открыть рот широко. Попробуем изобразить как ей больно. (ребенок пытается повторить «Оооо»)
Логопед: Ты отлично справился с заданием! А сейчас посмотри, как крепко она закрыла свой рот. Молодец и ты так можешь. Посмотрим, как крепко ты сжал губы - упражнение на сопротивление. (Повторить 2-3 раза)
Если ребенок не может самостоятельно открыть рот широко, можно нажатием на подбородок помочь удержать рот в открытом положении. Повторить чередование 2-3 раза. Логопед должен вызывать у ребенка необходимые движения от непроизвольных действий и фиксировать внимание именно на испытываемых в этот момент ощущениях. При повторении упражнения ребенок ориентируется на кинестезии. Поэтому все инструкции логопеда должны обязательно отражать ощущения. Таким образом, кинестетический анализатор становится ведущим, опорным при формировании звукопроизношения.
Упражнение на развитие силы и длительности выдоха.
Цель. Формировать умение выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения.
Доктор Айболит: Я пришел не один, со мной пришла лисичка, которую оса укусила в нос. Ей очень больно, давай мы подуем на ее носик, чтобы ей не было так больно.
Ребенок: Утвердительно кивает. (Важно не торопить и дождаться ответной реакции ребенка).
Айболит: Для этого надо сделать вдох носом и подуть на нос лисичке.
Логопед следит, чтобы на вдохе плечи ребенка не поднимались. Упражнение выполняют не более пяти раз, чтобы не спровоцировать головокружение.
Логопед. Посмотри, лисичке уже не так больно. Она говорит тебе спасибо.
Игра «Тихо- громко»
Цель: Формировать умение пользоваться громким и тихим голосом.
Доктор Айболит хочет поиграть с тобой. Если у девочки зубик болит очень сильно, то он будет произносить звук «О» громко, а ты попробуй повторить так же. Если зубик болит не сильно, то мы говорим звук «О» тихо.
Логопед: Молодец, ты отлично справился!
При затруднении можно слегка нажав ладонью на область диафрагмы ребенка, протяжно произнести «о-о-о», важно эмоционально поддержать ребенка и стимулировать его к повторению звука. Если следует беззвучный плавный выдох, можно после вздоха одновременно зажать нос и рот ребенка (конечно, на короткое время), тогда возрастет внутри ротовое давление воздуха и, когда логопед отпустит губы малыша, произойдет достаточно громкий выдох, который интерпретируется как нужный звук и поощряется. Следующие попытки будут все более приближены к образцу, и степень физической помощи логопеда сократится.
Характеристика звука О
Логопед. Молодец, ты старался произнести звук «О», он – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Обозначать его будем красным цветом.
Физ. минутка.
Цель. Формировать умение вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.
Айболит: Чтобы быть здоровым, нужно регулярно заниматься спортом и делать зарядку. Давай мы сейчас тоже сделаем зарядку?
Ребенок. Утвердительно кивает или ответ с помощью вокализации звука.
Физминутка «Айболит».
Мы весёлые ребятки, ---Шагают на месте
Дружно делаем зарядку.
Вправо раз, влево раз, ---Руки на пояс, поворот в стороны.
Улыбнёмся всем сейчас.
На носочки дружно встанем- ---На носочках потянуться вверх.
Руки к солнышку потянем.
Загляни к нам солнышко
И погрей нам горлышко---Прыжки с хлопками.
Ну а если заболеем -
Нам поможет Айболит----Ладони к щекам, наклоны головы.
Витаминки нам пропишет ---Колечки каждым пальцем.
И микстурой угостит---Ладошки мисочкой.
Ознакомление с новым материалом.
Упражнение "Найди букву".
Цель: формировать умение фиксировать внимание на предъявляемом предмете. Познакомить с буквой «О».
Айболит: Ты отлично выполнил зарядку и у меня для тебя сюрприз. Хочешь посмотреть, что там?
Ребенок: Утвердительно кивает или вокализирует ответ.
Айболит: Посмотри здесь буква «О», покажи на что она похожа. На столе различные картинки: кольцо, колесо, баранка, мяч, надувной плавательный круг.
Игра: «Волшебные шнурочки»".
Цель. Развивать умение передавать пространственное расположение буквы на полу с помощью веревки.
Айболит: давай попробуем сделать букву «О» из веревки прямо на полу, а потом по ней даже можно пройти. Попробуем вместе?
Ребенок. Утвердительно кивает или вокализирует ответ.
Дидактическая игра: «Собери пирамидку»
Цель. Формировать умение отыскивать и находить предметы нужной величины, формы, протяженности.
Логопед: посмотри, кольца пирамидки тоже похожи на букву «О», попробуй, собери!
Печатание на клавиатуре. Решение проблемы.
Цель. Формировать умение прослеживать глазами и контролировать правильность печатания буквы с наложением букв из разрезной азбуки.
Логопед. Посмотри, на клавиатуре тоже есть колечко, как у пирамидки. Это буква «О» Дотянемся и нажмем на это колечко! Заметил, что появилось на экране ноутбука?
Ребенок. Произносит О.
Айболит: Правильно это буква О, ты сегодня смог преодолеть все трудности, нашел букву О, слушал звуки и нашел соответствующие им картинки, а сейчас печатаешь букву О.
Логопед. Молодец, рядом с напечатанной буквой мы ставим картинку девочки, которая кричит: О-о-о.. , широко открыв рот. Надеюсь, она теперь будет чистить зубки, чтобы они не болели.
III. Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов.
Логопед. Посмотри, как красиво у тебя получилось, держи, прочитай, что тут написано! Ребенок: ООО.
Рефлексия.
Айболит: я приготовил для тебя угощение тоже круглой формы, как и буква «О». Угощает ребенка круглой витаминкой.
Айболит. А нам пора прощаться, меня ждут больные звери. До встречи!
Домашнее задание: самомассаж с помощью зубной щетки, игры "Громко-тихо", дыхательная и артикуляционная гимнастика, печатание буквы О на клавиатуре Clevy с большими кнопками для компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"
У ребят с Общим недоразвитием речи проблема носит системный характер. Логопеды в своей практике сталкиваются с самымми разными вариантами по...

Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
Комплексное логопедическое занятие "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)Конспект занятия пор...
Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.
В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Конспект занятия по двигательно-экспрессивному развитию детей подготовительной группы "Огонь"
Конспект занятия по двигательно-экспрессивному развитию детей....

Конспект занятия с по развитию речи с применением ТРИЗ- технологии с детьми раннего возраста "Варежки для Вареньки"
В помощь педагогам раннего возраста, применяющим ТРИЗ-технологию, конспект занятия по развитию речи с детьми 3 г.ж....
Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста «Открой сейф за 30 минут» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста «Открой сейф за 30 минут» в подготов...

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...