конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с элементами ниткографии в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Казакова Алёна Юрьевна

Представляю конспект занятия сэлементами новой в логопедии технике "Ниткография". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад № 15»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических представлений

и развитию связной речи с элементами ниткографии

в старшей группе

Составил:

учитель-логопед

Котова А.Ю.

г. Зима

Тема занятия: «Путешествие в сказочный лес»

Возраст детей: 5– 6 лет.

Количество детей: 6-7 человек

Цель: создание условий для формирования лексико-грамматических категорий с использованием существительных с предлогом [с] и без него на основе лексической темы «Ягоды. Грибы».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

        - совершенствовать навык изменения существительных ед. и мн. числа Тв. п. с предлогом «с», и без предлога  на основе лексической темы «Ягоды. Грибы»;

        - упражнять в умении составлять предложения с опорой на образец педагога;

        - совершенствовать навык  по образованию относительных прилагательных;

        - активизировать словарь детей на тему «Ягоды. Грибы» через  проведение дидактических игр: «Назови начинку», «Грибы», Подскажи словечко».

Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать профилактике опорно-двигательного аппарата;

- развивать внимание, логическое мышление;

- способствовать расширению речевой активности детей.

Коррекцинно – воспитательные:

- воспитывать умение сопереживать сказочным героям;

- воспитывать умение действовать в коллективе.

Методы и приёмы:

- наглядный (мультимедиа, картинки с изображением ягод и грибов);

- словесный (беседы, вопросы);

- игровой (встреча со сказочными героями).

Оборудование для педагога: электронное письмо, изображение сказочной героини девочки Маши, кукла Красная Шапочка, корзинки с муляжами ягод и грибов (земляника, черника, брусника, малина, клюква, сыроежка, белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор), домик для трех медведей, изображение веселой Маши, мультимедиа, разноцветные нитки, ковралин, мольберт.

Оборудование для детей: разноцветные нитки, ковралин. массажные дорожки.

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений: Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстой «Три медведя», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

  1. Проведение артикуляционной гимнастики
  2. Беседа с детьми о лесных ягодах и грибах.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед. Здравствуйте! Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Маши (на экране появляется электронное письмо и изображение Маши с грустным лицом. Слайд 1). Что же это такое? Как вы думаете, какое настроение у Маши?

Ответы детей.

Логопед. Хотите узнать, что случилось? 

Ответы детей.

Логопед. Для этого я прочитаю Вам письмо (прочитывание письма. Слайд 2). «Я хотела приготовить пироги для моего лесного друга Мишки, сходила в лес собрала грибы и ягоды, но злая Баба Яга похитила все ягоды и грибы, которые я успела собрать и разбросала их по разным сказкам.  Мне очень нужна ваша помощь!

Логопед. Хотите помочь Маше?

Ответы детей.

 Логопед. Как мы сможем ей помочь? Что для этого нужно делать? Как вы думаете?

Ответы детей.

Логопед.  Тогда отправляемся в сказочный лес и вернем Маше ягоды с грибами  для пирогов.

  1. Основная часть

Логопед. Как же нам попасть в сказочный лес?

Ответы детей.

Логопед. Думаю, нужно пройти вот по этой дорожке (указываю на массажную дорожку. На другом конце дорожки стоит кукла Красная Шапочка). Ой! Ребята, посмотрите с кем мы встретились?

Ответы детей.

Логопед. Давайте поздороваемся с Красной Шапочкой.

Ответы детей.

Логопед. Ребята, а вы помните, что несла для своей бабушки Красная  Шапочка в корзинке?

Ответы детей.

Логопед. Как вы думаете, с какой начинкой могут быть пирожки у Красной Шапочки?

Ответы детей.

Логопед. Красная Шапочка предлагает нам сыграть в игру «Назови начинку», если мы правильно назовём она подарит нам ягоды для Маши.

  1. Дидактическая игра «Назови начинку»

Логопед. Предлагаю присесть на зелёную полянку, чтобы нам было удобно играть в игру (дети рассаживаются перед экраном мультимедии). На волшебном экране будут появляться изображения ягод, Вам предлагается сначала называть ягоду, а затем как называется начинка из этой ягоды (на экране появляется изображение черники. Слайд 2). Я начну первая, а Вы продолжите. Это черника. Пирожки с черникой. В пирожках может быть черничная начинка (земляничная Слайд 3, малиновая Слайд 4, клюквенная Слайд 5). Молодцы! Вот и первая  корзинка с ягодами для пирогов.  Возьмем её и пойдем дальше. Переходим мостик (идем по массажной дорожке) и оказываемся в глубине леса.

Логопед. Посмотрите-ка, ребята, в самой гуще леса стоит избушка! (Возле массажной дорожки стоит дом).  Давайте заглянем в окошко и узнаем, кто там живет?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, кого Вы видите?

Ответы детей.

Логопед. Вы уже догадались, в какой мы сказке оказались?

Ответы детей.

  1.  Дидактическая игра «Грибы»

Логопед. Правильно. Посмотрите ребятишки, в лесу растёт много разных грибов, но медведи совсем не знают, что из них можно приготовить. Давайте мы расскажем сказочным героям?

Ответы детей.

Логопед.  Слушайте внимательно мои вопросы и правильно на них отвечайте.

      Ответы детей.

 Логопед. Суп с грибами (какой?) - …

                Икра из грибов -…

                Салат с грибами -…

                Пюре из грибов -…

                Пирог с грибами -

  1. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Логопед. Мишки тоже приготовили для нас игру, называется она «Подскажи словечко». Если мы правильно ответим, они вернут нам грибы для Машеньки. Поиграем?

Ответы детей.

Логопед. Тогда слушайте внимательно 

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это...

Дети. Сыроежки.

Из-под ёлок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную, цветом шоколадную

Дети. Белый гриб

Не спорю - не белый.

Я, братцы, проще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

Дети. Подберёзовик

Этот гриб - любимец мой - с толстой ножкой и прямой.

Красной шапкой он накрылся, под осиной схоронился.

Дети. Подосиновик

Логопед. Молодцы, ребята. Мишкам понравилось с вами играть. И поэтому они вворачивают корзинку с грибами для Маши. А нам пора идти дальше (звучит фонограмма – «Зайки»). Смотрите-ка, зайцы прибежали на поляну. Давайте с ними потанцуем.

Физ. Минутка.  «Зайцы»

(Звучит фонограмма – шум мотора, появляется Карлсон). 

Логопед. Ребята, вы слышите шум?

Ответы детей.

Логопед.  Как вы думаете, какой сказочный герой летит к нам на поляну?

Ответы детей.

Логопед. Здравствуй, Карлсон!

Карлсон.  Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете в сказочном лесу?

Ответы детей.

Карлсон. А может быть вы и мне тогда поможете? Представляете, я съел всё варенье! И мне стало очень грустно! Может Вы можете сделать так, чтобы компот снова появился?!

Логопед. Ребята, поможем бедняге? (дети садятся за столы, на столах разложены разноцветные нити и ковралин).

Ответы детей.

Логопед. Но перед тем как мы сварим варенье Карлсону, надо размять наши пальцы. 

  1. Пальчиковая гимнастика

«Корзина с ягодами»

Вот корзина — так корзина!   (Изображают удивление, разводят руки в стороны)
В ней крыжовник,  
(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)
В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!  
(Делают приглашающий жест — движение руками на себя)
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней!  
(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь, о ладонь)

  1. Ниткография «Поможем Карлсону».

Логопед. Вот теперь можно и приступать к делу. Посмотрите ребята. Перед вами у каждого лежит кусочек материала, он называется ковралин и цветные нитки разных размеров. На материале нарисован трафарет – банка. Нам с нами нужно взять длинную нитку и выложить её на трафарет (дети по примеру логопеда выкладывают из ниток банку). Затем берём нитки покороче, из ним мы выложим ягоды (дети по примеру логопеда выкладывают из ниток ягоды).

Логопед. Замечательно! У нас получилось много банок с вареньем для Карлсона.

А давайте назовём, кто какое варенье сделал. Вот у меня малиновое варенье. Ау вас?

Ответы детей.

Карлсон. Спасибо, ребята за компот! Сколько его теперь много! А мне пора лететь дальше.  

Логопед.  Карлсон, милый, может, и ты нам поможешь?

 Карлсон. С удовольствием! Что мне надо сделать?

Логопед. Доставь корзинки с грибами и ягодами Маше, она их очень ждёт.

Карлсон. Конечно! До скорых встреч! (Звучит фонограмма – шум мотора, Карлсон улетает).

Логопед. А наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться по тропинке назад в наш детский сад (идем по массажной дорожке. Приходит звуковое сообщение).

Логопед. Нам пришло голосовое сообщение. Давайте послушаем его (звучит звуковое сообщение). 

Логопед. Ребята, посмотрите на Машу (на экране появляется изображение веселой Маши. Слайд 7). Какое сейчас у неё настроение?

Ответы детей.

Логопед. Как вы думаете, почему она стала веселой?

Ответы детей.

  1. Итог занятия.

        Логопед. Скажите, вам понравилось оказывать помощь сказочным персонажам?

Ответы детей.

Логопед. Я думаю, что в будущем вы всегда будете приходить на помощь своим друзьям.  Скажите, ребята, задания для вас показались трудными? И какие?

Ответы детей.

Логопед.  А что для вас было самым легким?

Ответы детей.

Логопед. Спасибо вам, дорогие ребята. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдём в группу. Там вы нарисуете то что вам большего всего понравилось.

Проект логопедического занятия:

«Путешествие в лес » в старшей группе

учителя - логопеда Котовой А. Ю.

Добрый день, дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие в старшей группе на тему: «Путешествие в лес» (с интеграцией задач образовательных областей в контексте с ФГОС – речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Цель: формирование лексико-грамматических категорий с использованием существительных с предлогом «с» и без него на основе лексической темы «Ягоды. Грибы».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- совершенствовать навык изменения существительных ед. и мн. числа Тв. п. с предлогом «с», и без предлога  на основе лексической темы «Ягоды. Грибы»;

        - упражнять в умении составлять предложения с опорой на образец педагога;

        - совершенствовать навык  по образованию относительных прилагательных;

        - активизировать словарь детей на тему «Ягоды. Грибы» через  проведение дидактических игр: «Назови начинку», «Грибы», Подскажи словечко».

Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать профилактике опорно-двигательного аппарата;

- развивать внимание, логическое мышление;

- способствовать расширению речевой активности детей.

Коррекцинно – воспитательные:

- воспитывать умение сопереживать сказочным героям;

- воспитывать умение действовать в коллективе.

Была проведена предварительная работа:

  1. Подготовка педагога к занятию на основе литературных произведений: Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстой «Три медведя», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (кукла Красная Шапочка, корзинка с ягодами и грибами, дом для медведей, плоскостные фигурки медведей, костюм Карлсона).
  2. Подготовка ковралина и цветных ниток.

Идея возникновения данного занятия возникла с тем, что детям нравятся сказочные сюжеты. Они с желанием упражняются в заданиях, поставленных логопедом, и в дальнейшем используют полученные знания в сюжетных играх, упражняясь в навыках развития речи.

Основными этапами построения логопедического занятия являются: организационный момент, т.е. привлечение внимания детей, игровая мотивация, сообщение темы занятия через постановку проблемы, пальчиковая гимнастика, выбор заданий с применением двигательной активности (ходьба по массажным дорожкам), наличием практических действий, итог.

Структура коррекционного занятия в независимости от целей и задач представлена в виде трех частей: организационный момент, основная часть, итог.

На протяжении всего занятия предполагаю соблюдение выполнения триединой цели - коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной.

При проведении занятия буду использовать следующие моменты ФГОС:

  1. Наличие проблемной ситуации: помочь Маше вернуть ягоды и грибы.
  2. Практический этап: выполнение заданий по теме.
  3. Динамичность занятия в соответствии с направленностью работы.

В подгруппе задействовано восемь детей. Думаю, что дети должны справиться с программным содержанием, так как материал считаю доступным и интересным.

Самоанализ открытого логопедического занятия:

«Путешествие в лес» в старшей группе

учителя-логопеда Котовой А. Ю.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было предоставлено логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Путешествие в лес», которое  было разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально коммуникативное и познавательное.

Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал.

В процессе занятия реализовывались задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

- совершенствовать навык изменения существительных ед. и мн. числа Тв. п. с предлогом «с», и без предлога  на основе лексической темы «Ягоды. Грибы»;

        - упражнять в умении составлять предложения с опорой на образец педагога;

        - совершенствовать навык  по образованию относительных прилагательных;

        - активизировать словарь детей на тему «Ягоды. Грибы» через  проведение дидактических игр: «Назови начинку», «Грибы», Подскажи словечко».

  1. Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать профилактике опорно-двигательного аппарата;

- развивать внимание, логическое мышление;

- способствовать расширению речевой активности детей.

III. Коррекцинно – воспитательные:

- воспитывать умение сопереживать сказочным героям;

- воспитывать умение действовать в коллективе.

Для проведения данного занятия были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание и влажная уборка. Были созданы комфортные условия для детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, наличие демонстрационных и наглядных материалов.

Структура запланированного занятия соответствовала теме и поставленной цели. Занятие состояло из трех взаимосвязанных частей (организационной, основной, заключительной).

Первая часть была направлена на мотивацию детей: приветствие, обозначение проблемы – помочь Маше. На данном этапе получилось вызвать интерес детей для дальнейшей деятельности.

Во второй части использовала методы: наглядный (применение мультимедиа, демонстрационного материала, игрового материала); словесный (побуждала детей к диалогу, к полным ответам на поставленные вопросы); практический метод (выкладывание цветными нитками рисунки); двигательная деятельность (дети активно ориентируются по моему указанию, выполняли физминутку под музыку «Зайки»); игровой (путешествие по сказкам).

Третья часть заключительная (рефлексивно-оценочная). Дети ответили на вопросы, что им понравилось, что показалось трудным, что решалось легко и как они решили проблему в помощи главной героини Маше.    

Я считаю, что поставленные задачи были выполнены. На протяжении всего занятия я направляла детей на решение поставленной проблемы. Считаю, что дети правильно отвечали на поставленные мною вопросы. Без затруднений образовывали относительные прилагательные, такие как пирожки черничные, земляничные. Упражнялись в составлении предложений с опорой на мой образец. Своевременно были проведены и пальчиковая гимнастика («Корзина с ягодами») и физминутка («Зайцы»).

На протяжении всего занятия прослеживалась интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие (где дети вели диалог с воспитателем, следовали моим инструкциям, были готовы для совместной деятельности);

- Речевое развитие (дети активно отвечали на вопросы, правильно строили предложения, запомнили пальчиковую гимнастику и рассказали её достаточно выразительно);

- Художественно-эстетическое развитие (использование музыкального сопровождения для создания приятного музыкального фона, с удовольствием дети создавали рисунок с помощью цветных ниток);

- Познавательное развитие (дети справились довольно успешно с заданиями, получили новые знания и умения);

- Физическое развитие (упражнялись в ходьбе по массажной дорожке).

 Активность детей была высокая. Устойчивое внимание. Развивались все психические процессы: память, воображение, мышление и активизировалась речь, что очень важно. На протяжении всего занятия прослеживалась связь с лексической темой. Положительное значение имел метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).

Считаю, что данное занятие достигло запланированной цели через реализацию поставленных задач. Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...