Занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в страну чистой речи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бутова Наталья Петровна

игровое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с общим недоразвитием речи 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия для детей с онр94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового игрового занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

 «Путешествие в страну Чистой речи»

 Образовательные задачи:

  • уточнение и обогащение словарного запаса
  • развитие общей моторики;
  • развитие мышления, внимания, памяти.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Закрепление навыков языкового анализа;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • развитие чувства ритма, сочетание движений тела с музыкой;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развитие слухового внимания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение детей работать в коллективе.

 Предварительная работа:

  • распределение ролей;
  • изготовление необходимых атрибутов, фишек, карточек;
  • заучивание детьми ролей;

Оборудование:

Штурвал корабля. Шапочки для детей в роли звуков, таблички для детей в роли слов, предметные картинки для проведения игр, мяч. Оборудование для воспроизведения мультимедийной презентации, аудио.

 

Ход занятия

Логопед:

-Здравствуйте ребята!

Логопед: Мы почти год учились красиво и правильно говорить. И сегодня мы вместе отправляемся в страну Знаний. Ну что ж, давайте отправимся в путь!

За высокими горами

За глубокими морями

Чудная страна там есть

Под названием «Правильная речь»

Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Сказка «О Веселом Язычке Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Блинчик».)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Вот позавтракать решил,

Чаю в чашечку налил,

Чай горячий – мы подуем

И немножечко остудим.

Чай с блинами и вареньем,

Ух, и вкусно угощенье.
(Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик»)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело

 

Логопед: Отправляемся в путешествие: закрываем глаза и дружно скажем: «Один, два, три – волшебство к нам приходи».

Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

Логопед:Дружно глазки открываем, на корабле в путешествие уплываем. (Крутит штурвал)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Кораблик» с проговариванием.

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.  (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.  (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,   (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.   (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Логопед:

Первая остановка «Остров звуков».

 

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Начинается парад!

 

 

Логопед:

Здесь живут только звуки, посмотрите, какие красивые у них замки – Красный, Синий и Зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в Красном замке? В Синем? В Зеленом?

Правильно. А вот и сами звуки, они нам расскажут о себе. Выходят дети.

 

 

 

Звуки бывают разные,

Гласные и согласные

Звонкие и глухие

Вот они какие

.

 

 

Логопед:Спасибо, дорогие звуки, а почему вы такие грустные, что-то случилось?

1-ый ребенок: -Да, случилось, у нас несколько звуков забыли, в каком замке они живут. Вы можете им помочь? - показывает  рукой на одного из детей.

Логопед: Конечно, поможем, правда, ребята?

 

Игра с мячом: назови первый звук в слове и посели его в замок: в красный –гласные, в синий- твердые согласные и в зеленый мягкие согласные. Слова: аист, зайка, чайка

 

Логопед: А теперь поиграем. Звуки перепутались в моих стихах, надо найти в них ошибки  в стихах.

1. Жучка будку (булку) не доела –

Неохота, надоело.

(Четко произнести слова будку, булку. В каких звуках отличие?)

 2. На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

(Четко произнести слова баран, банан. В каких звуках отличие?)

3. Сели в ложку (лодку) и айда

По реке туда – сюда.

(Четко произнести слова ложку, лодку. В каких звуках отличие?)

4. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

(Четко произнести слова лук, жук. В каких звуках отличие?)

5. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

(Четко произнести слова бочками, дочками. В каких звуках отличие?)

Логопед:

 Вот видите, как важно правильно произносить звуки. Если мы произносим звук неправильно, то может поменяться смысл не только слова, но и целого стихотворения. А мы отпраляемся дальше на самолете.

Самолёт

Руки в стороны – в полёт                               дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт.                                     поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот,                                через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот,                               поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Начинается полёт,                                      бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт,                               замедляют бег

Приземлился самолёт.                              опускаются на одно колено)

 

Логопед: Мы с вами прибыли в ГОРОД слогов. Кто же нас встречает?

Выходят дети в руках таблички: ЛИ, МОН, КИ, НО, ХАЛ, ВА

1 ребенок:

Что за ЛИ? Что за МОН? Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН – сразу станет кисло!

2 ребенок:

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО – сразу станет интересно!

3 ребенок:

Что за ХАЛ? Что за ВА? Вот ещё одна загадка!

А как скажут  ХАЛВА – сразу станет сладко - сладко!

 

Логопед: Чтобы тронуться дальше, нам нужно купить билеты в поезд.

Выходит Ошибка. На плечо накинута сумка, а в ней карточки со словами (рисунки).

 

 

 

 

Вот я – Ошибка Злая

И не зря пришла сюда я.

И картинки захватила,

Чтоб на вас, на всех хватило!

Позаботилась сама-

Слов тут – целая сума (достаёт картинки)

Вот попробуйте, найдите

Да в вагончик посадите

Ну а я вам помогу   

И как надо, подскажу!

 

 

Игра «Рассади слова по вагонам»

Логопед: Ну что ж, отправляемся в путь. Звучит музыка

Логопед: А сейчас мы приехали к город Слов. Кто же это нас встречает? Так ведь это Слова!

 

Выходят дети с табличками «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова- действ

                                      

Мы скажем, какие  бывают предметы,

Какие по форме, на вкус и по цвету.

Вкусные, сладкие, жесткие, мягкие,

Старые, новые, ровные, гладкие.

 

Что без нас предметы - лишь названья.
Мы придём - всё в 
действие придет:

Летят ракеты, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб растёт.

 

 

 

Логопед: Спасибо вам, слова, а можно с вами поиграть?

А нам с тобой пришел черед       
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Потом скажу я: «Далеко»,
А ты ответишь… (близко).
«Скажу теперь я: «Потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «Потерял».
Ответишь ты… («Нашел!»)
Теперь: «Начало», — я скажу,
«Нет, — скажешь ты… («Конец!») Д. Чиарди

 

 

 

 

 

 

 

Логопед: Ну что ж, отправляемся дальше..

Логопед: Вот мы и добрались до страны Чистой речи. Но вход сюда только по пропускам, а пропуск – умение красиво говорить.

 

Детям  выдаются тексты скороговорок и чистоговорок по мнемосхемам.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\372D3877.tmp

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\B846709D.tmp

Дорогие дети!

Вы   много трудились на протяжении года над развитием своей речи. Это было не так просто. Приходилось много работать, проявлять терпение, волю, верить в победу!  Гости и родители увидели прекрасный результат огромного труда: как вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением, легко выполняете задания.

                                                                                                                

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

"Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живог...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет....