Лексическая система - это
статья по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

Лексическая система - это внутренне организованное единство, элементы которого, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся в определенных устойчивых отношениях.

Под словарем понимается совокупность слов (основных единиц речи), обозначающих предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Словарь бывает активный (пользуемся в речи) и пассивный (знаем, но не используем). А в соответствии с общим лексическим, грамматическим значением и синтаксической сочетаемостью все слова в русском языке подразделяются на категории-части речи. Имя существительное имеет предметное значение. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Глагол обозначает действие.

В речи ребенка появляются сначала существительные, а прилагательные возникают намного позже. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что прилагательные обозначают признаки, свойства предметов, и чтобы выделить из образа предмета какой-либо признак, нужен достаточно высокий уровень когнитивного развития. Глаголы же первыми приобретают грамматическую форму, тогда как существительные-аморфные слова. Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный. Это связано с тем, что в речи мы всегда употребляем намного меньше слов, чем знаем на самом деле. В нормальном онтогенезе лексика развивается количественно и качественно. Количественное развитие лексики - это рост словарного запаса, а качественное развитие-это овладение значениями слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Система игр по лексическим темам

Лексические игры и упражнения по развитию речи...

Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи

Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи...

Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи

Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи...