Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Берник Лариса Владимировна

Развитие речи детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx182.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Зимние забавы»

Цель: создать условия для активизации, расширения, уточнения словарного запаса по теме, формировать грамматический строй речи.

Задачи:

1. Образовательная:

-упражнять в образовании относительных прилагательных; в употреблении предлога без; имен существительных в Р. п., Д. п. и Т. п.; в составлении простых предложений; в подборе прилагательных к существительным;

- обогащать словарный запас;

2. Развивающая:

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию

- развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать умение внимательно слушать , дополнять ответы;

-воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

Оборудование: Сундук со снежинками, елка, елочные игрушки, мяч

Интерактивная доска, видеообращение Деда мороза.

Ход занятия

1.Организационный этап ( психологический настрой)

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ. (улыбаются)

Здравствуй правая рука, (показывают правую руку)

Здравствуй левая рука,(показывают левую руку)

Здравствуй друг, здравствуй друг,(берутся за руки)

Здравствуй весь наш дружный круг. (поднимают руки вверх)

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорка (Зима)

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо.

Я предлагаю всем вместе его посмотреть и послушать.

Дед Мороз: - Здравствуйте ребята! Здесь в моей стране как всегда много снега.

Даже я в своих волшебных валенках то и дело по пояс проваливаюсь в сугроб!

 А Снегурочка, помогая мне из него выбраться, смеется до упаду!

Перед тем, как снарядить мои чудесные сани и отправиться к вам, я и Снегурочка разучиваем новые новогодние песенки, придумываем новые интересные конкурсы и загадки. И, конечно, готовим подарки!

Так что вам не придется скучать!

Весь старый год я следил за вашими успехами и радовался вашим добрым делам! И нам со Снегурочкой очень хочется узнать готовы ли вы к встрече Нового года? Подготовиться к нему не так просто, отправляю вам волшебный сундучок с нашими новыми заданиями. До скорой встречи! Ваш Дед Мороз!

2. Основная часть

Воспитатель: А вот и сундучок. Давайте его откроем. Здесь снежинки с заданиями. И ещё за каждое правильно выполненное задание Дед мороз вам дарит звёздочку.

Первое задание:

 Игра «ХОРОШО-ПЛОХО» (с мячом)

  1. Зима это хорошо потому что:

Много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки

Кататься на санках, коньках, лыжах, ледянках

Встречать праздник Новый год

Будет много подарков

  1. Зима это плохо потому что:

Холодно и можно заболеть

Снег засыпал всё, птицам и животным тяжело находить пищу

После снегопада дворникам много работы

Скользко, можно упасть

Второе задание:

Мы с вами знаем что все слова делятся на слоги, я называю слоги а вы складываете слово.

«Слоги слово загадали»: ма – в конце, а зи – в начале (зима),

                                            ка – в конце, а ел – в начале (елка),

                                            жок – в конце, а сне – в начале (снежок),

                                            роз – в конце, а мо – вначале ( мороз),

                                            ни – в конце, а ог – в начале (огни),

                                            ник – в конце, празд – в начале ( праздник).

Молодцы! С этим заданием мы справились отлично.

Третье задание:

Интерактивная игра: «Что мы делаем зимой»

Воспитатель: ребята, а сейчас посмотрите внимательно на доску. На ней есть картинки, вам нужно составить предложение по одной из картинок и передвинуть её в центр.

А почему эти вы не передвинули в центр? А что нельзя делать зимой?

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите пожалуйста, без чего нельзя встретить Новый год?

Ну конечно без ёлки. Посмотрите какой здесь подозрительный сугроб. Давайте посмотрим, что под ним спрятано. Убираем покрывало, а там ёлочные игрушки.

Четвёртое задание:

Игра «Украсим елочку».

Воспитатель: Посмотрите на нашу ёлку. Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Да, на ней не хватает игрушек. Для того чтобы выполнить задание Деда мороза, я предлагаю вам украсть ёлку игрушками в названии которых в начале слова стоит звук который я вам назову.

Дети по очереди подходят к столу, слушают вопрос, выбирают нужную игрушку и вешают на ёлку.

  1. Игрушка со звуком «ш» - (шар)
  2. Игрушка со звуком «с» - (снежинка )
  3. Игрушка со звуком «з» - (звезда)
  4. Игрушка со звуком «к» - (колокольчик)
  5. Игрушка со звуком «с» - (снеговик)
  6. Игрушка со звуком «б» - (бусы)

Воспитатель: Молодцы! У нас получилась красивая и нарядная новогодняя ёлка! Но мы с вами что то забыли, конечно забыли про звёздочки, которые  мы набрали после выполненных заданий. Я предлагаю вам их сосчитать.

Пятое задание:

Одна звёздочка

Две звёздочки

Три звёздочки

Четыре звёздочки

Пять звёздочек

Воспитатель: Какие вы все молодцы! А давайте и эти звёздочки повесим на нашу ёлку!

3. Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями.

-От кого мы сегодня получили письмо?

- Какие задания нужно было выполнить?

-В какое время года мы отмечаем Новый Год?

-Теперь вы готовы к встрече с Дедом Морозом! Он уже в пути!

C:\Users\1\Desktop\1.jpg

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ. (улыбаются)

Здравствуй правая рука, (показывают правую руку)

Здравствуй левая рука,(показывают левую руку)

Здравствуй друг, здравствуй друг,(берутся за руки)

Здравствуй весь наш дружный круг. (поднимают руки вверх)

Первое задание:

 Игра «ХОРОШО-ПЛОХО» (с мячом)

  1. Зима это хорошо потому что:

Много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки

Кататься на санках, коньках, лыжах, ледянках

Встречать праздник Новый год

Будет много подарков

  1. Зима это плохо потому что:

Холодно и можно заболеть

Снег засыпал всё, птицам и животным тяжело находить пищу

После снегопада дворникам много работы

Скользко, можно упасть

Второе задание:

Мы с вами знаем что все слова делятся на слоги, я называю слоги а вы складываете слово.

«Слоги слово загадали»: ма – в конце, а зи – в начале (зима),

                                            ка – в конце, а ел – в начале (елка),

                                            жок – в конце, а сне – в начале (снежок),

                                            роз – в конце, а мо – вначале ( мороз),

                                            ни – в конце, а ог – в начале (огни),

                                            ник – в конце, празд – в начале ( праздник).

Третье задание:

Интерактивная игра: «Что мы делаем зимой»

Воспитатель: ребята, а сейчас посмотрите внимательно на доску. На ней есть картинки, вам нужно составить предложение по одной из картинок и передвинуть её в центр.

А почему эти вы не передвинули в центр? А что нельзя делать зимой?

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите пожалуйста, без чего нельзя встретить Новый год?

Ну конечно без ёлки. Посмотрите какой здесь подозрительный сугроб. Давайте посмотрим, что под ним спрятано. Убираем покрывало, а там ёлочные игрушки.

Четвёртое задание:

Игра «Украсим елочку».

Воспитатель: Посмотрите на нашу ёлку. Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Да, на ней не хватает игрушек. Для того чтобы выполнить задание Деда мороза, я предлагаю вам украсть ёлку игрушками в названии которых в начале слова стоит звук который я вам назову.

Дети по очереди подходят к столу, слушают вопрос, выбирают нужную игрушку и вешают на ёлку.

  1. Игрушка со звуком «ш» - (шар)
  2. Игрушка со звуком «с» - (снежинка )
  3. Игрушка со звуком «з» - (звезда)
  4. Игрушка со звуком «к» - (колокольчик)
  5. Игрушка со звуком «с» - (снеговик)
  6. Игрушка со звуком «б» - (бусы)

Пятое задание:

Одна звёздочка

Две звёздочки

Три звёздочки

Четыре звёздочки

Пять звёздочек

Воспитатель: Какие вы все молодцы! А давайте и эти звёздочки повесим на нашу ёлку!

3. Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями.

-От кого мы сегодня получили письмо?

- Какие задания нужно было выполнить?

-В какое время года мы отмечаем Новый Год?

Здравствуй, праздник новогодний, 
Праздник ёлки и зимы! 
Всех друзей своих сегодня 
Позовём на ёлку мы.

Будем петь мы весело, и дружно танцевать.

Будем очень радостно Новый год встречать!

Тема: «Новый год».

Цели:

        Активизация, обогащение словаря детей по данной лексической теме. Подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов.

        Упражнять в образовании прилагательных и существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

        Развитие связной речи путем составления предложений с родственными словами.

        Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (родительный падеж с предлогом  -без).

        Развитие навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа.

        Развитие слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления.

 

Оборудование: игрушки (дед мороз, снегурочка, снеговик, снежки, елочка, подарки), картинки, пеналы, магнитофон.

 

Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

 

Ребята, сегодня у вас будет праздник. Кто назовет мне, как называется этот праздник? (Новый год). А кто знает, в какое время года его празднуют? (Зимой).  (Раздается музыка). Ой, что это такое? Как будто кто-то пролетел мимо. Ой, что это такое? (Появляется снеговик). Кто это? (Снеговик). Он рассказывает, что Снежная Королева узнала о вашем предстоящем празднике и решила его испортить. Она заколдовало все, без чего нельзя провести новогодний утренник. Королева сказала, что если мы справимся с ее заданиями, то ее колдовство станет бессильным. Но нам нужно попасть в ее королевство. Снеговик нам поможет в этом. Он говорит, что вход в ее царство лежит через волшебные ворота. Если мы справимся с первым заданием Королевы, то попадем в ее царство. Ну, что начнем наше опасное путешествие? Итак, первое задание.

Снежная Королева заколдовала слова, давайте попробуем их разгадать.

 

Игра «Слоги слово загадали».

 

Слоги слово загадали:      ма – в конце, а зи – в начале (зима),

                                            ка – в конце, а ел – в начале (елка),

                                            жок – в конце, а сне – в начале (снежок),

                                            роз – в конце, а мо – вначале ( мороз),

                                            ни – в конце, а ог – в начале (огни),

                                            ник – в конце, празд – в начале ( праздник).

Молодцы! С этим заданием мы справились отлично. Теперь мы находимся в снежном королевстве. (Дети садятся за столы).

II. Основная часть.

 

Друзья! Снеговик нам говорит, возможно, Снежная Королева не знает об этом празднике ничего. Давайте расскажем о нем, какой он.

 

1. Игра «Подбери признаки и действия к предмету».

 

Новый год

                (какой?)                                                       (что делают в Новый год?)

              веселый                                                             веселятся

              радостный                                                        радуются

              яркий                                                                танцуют

             любимый                                                          поют

            долгожданный…                                               получают и дарят подарки…

 

Молодцы! Как много слов вы подобрали!

Но все-таки, Снежная Королева ничего еще не расколдовала. Значит, мы еще не все задания выполнили. Снеговик нам предлагает вспомнить, из чего сделана Королева? (Из снега).  Он говорит, давайте к этому слову придумаем другие слова.

 

2. Игра «Семейка слов».

 

Снег – снежок, снегирь, снежный, снежинка, снегопад, снегурочка, снегоход, подснежник, белоснежный.

Какие вы молодцы. Как много слов придумали к этому слову.

 

III. Динамическая пауза.

ФЗМ «Снеговик».

 

Игра со снежком «Назови ласково»:

 

Нарядная елка – нарядненькая елочка – нарядненькие елочки

Круглый снежок – кругленький снежочек – кругленькие снежочки

Стеклянный шар – стеклянненький шарик – стеклянненькие шарики

Вкусный подарок – вкусненький подарочек – вкусненькие подарочки

Красивая игрушка – красивенькая игрушечка – красивенькие игрушечки

Веселый праздник – веселенький праздничек – веселенькие празднички

 

3. Ребята, давайте вместе со Снеговиком придумаем предложение с любым словом или даже с несколькими словами из этой семейке. Снеговик уже придумал свое предложение: «На заснеженном дереве сидели красногрудые снегири». (Дети предлагают свои варианты предложений).

Игра «Составь предложение».

4. Друзья, Снеговик нам говорит, что пора отгадывать следующее задание Снежной Королевы. Оно находится в этом конверте. Давайте посмотрим.

(Открываем конверт, в нем загадка).

 

Кто, угадай-ка, седая хозяйка.

Тряхнет перинки – над миром снежинки?  (зима)

 

Ребята, а как вы считаете, почему Снежная Королева загадала нам загадку о зиме? (Предполагаемые ответы детей). Правильно, потому что зима холодная и Снежная Королева не сможет растаять от тепла. А давайте по-другому скажем, какая зима?

 

5. Игра «Скажи по-другому».

 

Холодная – морозная, вьюжная, студеная…

 

Молодцы! Но все-таки Снежная Королева еще ничего не расколдовала. Придется выполнять следующее задание.

 

6. Звуковой анализ слова «зима». (Дети выполняют, комментируют, отвечают на вопросы).

 

Молодцы! Правильно справились с этим заданием. (Снова раздается музыка).

Ой, ребята, что это такое? Снеговик говорит, что это снова Снежная Королева пролетела мимо. Но она осталась довольна тем, что мы  прекрасно справились со всеми ее заданиями и ее колдовство теперь бессильно. Теперь мы можем узнать, без чего же все-таки нельзя отпраздновать Новый год. (Дети подходят к столу, на котором закрытые игрушки).

 

7. Игра «Без чего нельзя провести праздник?»

 

Праздник нельзя провести без нарядной елки.

Праздник нельзя провести без веселого снеговика.

Праздник нельзя провести без доброго Деда Мороза.

Праздник нельзя провести без красивой Снегурочки.

Праздник нельзя провести без белых снежков.

Праздник нельзя провести без вкусных подарков!

(Предложить детям посмотреть, что находится в сундучке).

IV. Итог занятия

Ну, вот и все. Мы справились со всеми заданиями Снежной Королевы. Расколдовали все, без чего не может состояться наш утренник. А кто нам помогал в этом? Давайте поблагодарим храброго Снеговика за


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по теме "Зимние забавы"

Задачи и ход образовательной деятельности с приложение к одной из игр....

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Теме: «Зимние забавы» с элементами валеологии в средней группе.

Тема" Зимние забавы"Образовательные цели:Расширить представление детей о зимних забавах( катание на лыжах, коньках, санках, лепка из снега)Развитие связной речи ( составление предложений по теме занят...

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Зимние забавы "  (предназначен для детей второй группы раннего возраста) с использованием электронных образовательных ресу...