Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по активизации речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Лабузнова Татьяна Михайловна

В статье указаны основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя по уточнению, расширению и активизации словарного запаса, совершенствованию грамматического строя и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя  по активизации речи детей в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи и достигнув определенных результатов в коррекции звукопроизношения, я, к сожалению, отмечаю, что речь части воспитанников по прежнему проигрывает в сравнении с речью их сверстников. Она остается недостаточно выразительной, непривлекательной, далека от идеала, о котором А.С. Пушкин сказал: “А уж речь-то говорит, словно реченька журчит”.  Дети, стараясь выразить свои мысли, с трудом подбирают нужные слова, многократно повторяясь. Это говорит об ограниченности активного словаря детей. Преобладают слова обиходно-бытового плана, а так же разговорно-сниженные, которые не являются литературными. Дети редко используют слова-определения, слова-обобщения.

Проанализировав речь детей по итогам обследования, были выявлены следующие проблемы:

дети не знают и не называют части предметов (спинка у стула, столешница у стола, ствол у дерева, стена и подъезд у дома, локоть, ступня и кисть у человека, грива и копыта у животных) и т.п.;

дети не называют глаголы, выражающие уточненность действий: откусывает, грызет, жует, лижет – все выражается словом “ест”;

не используются слова-антонимы (высоко – низко), слова-синонимы: храбрый, отважный, смелый, боевой, ограничиваются словом “смелый”;

дети редко используют относительные прилагательные: малиновое, яблочное – обычно говорят “из малины”, “из яблок”;

еще реже используются притяжательные прилагательные: заячий, лисий – обычно говорят уши зайца, след лисы и т. д.

Для того, чтобы расширить пассивный и активный словарь,  было принято решение более четко организовывать работу над лексическими темами.

О том, что мы работаем в правильном направлении, говорит следующий факт: в последнее время наши российские издатели выпускают толковые словари, где слова располагаются не в алфавитном порядке, а по смысловым тематическим группам. Такие тематические словари называются “Тезаурас”. Например, словарь “Животный мир”. В разделе “Птицы” перечисляются птицы с описанием внешнего вида, мест обитания, поведением.

Четкая организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала нашей задачей, решая которую, мы осуществляем одну из главных коррекционных целей в работе с детьми, имеющими нарушения речи – обогащаем и активизируем словарь.

Запас слов, соответствующий возрасту дошкольника, помогает детям успешно овладевать связной речью и прекрасно доносить свои мысли до собеседника во время общения или показать свои знания во время учебы.

В процессе овладения знаниями по разным лексическим темам у детей развиваются такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление. Они являются базовыми в овладении речью, наряду с этим значительной улучшаются учебные навыки такие как умение слушать, усидчивость, кругозор, любознательность.

Приступая к работе над лексическими темами, мы с педагогами группы компенсирующей направленности проводим обсуждение, где подводим итоги обследования речи и знаний детей, планируем на весь учебный год и на ближайший период перечень лексических тем. Особенно подробно мы обсуждаем их значимость и последовательность. Здесь мы руководствуемся  “Программой логопедической работы ” под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В., Тумановой Г.В., временами года, праздничными и общественными датами. Обычно тема изучается в течение недели.

Надо отметить, что в работе с лексическими темами, мы с педагогами четко распределяем функции, чтобы не дублировать друг друга и не упускать важные моменты.

Непосредственная образовательная деятельность области “Коммуникация” проводится фронтально, где на основе знаний детей по данной лексической теме, углубленно знакомлю ребят с каждой новой лексической категорией.

Использование игровых технологий позволяет в ходе непосредственной образовательной деятельности максимально активизировать речевую активность воспитанников.

 В процессе работы выявляются те дети, с которыми необходимо закреплять материал индивидуально. Если воспитатели расширяют словарь на бытовом уровне, то я пополняю его словами, редко встречающимися в обиходе. Например: туман, почтальон, шоссе и т.д.

Направляю работу воспитателей по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей в диалоге со взрослым и  в свободном общении, а так же во время логопедического часа. Для этого я делаю соответствующие записи в тетради для вечерних занятий.

Воспитатели же в свою очередь подробно изучают с детьми данную тему на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой, проводят развлечения и экскурсии по данной теме в которых я  также принимаю участие.

Педагоги группы  помогают, уточняют и активизируют словарь детей в процессе всех режимных моментов, стараются контролировать грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Подключены к работе над лексическими темами и родители детей.  Регулярно даются рекомендации  для родителей по закреплению лексической темы недели  в авторских  домашних логопедических тетрадях.

Способствует активизации речи детей и совместная работа учителя - логопеда и воспитателя  в образовательной области «ознакомление с художественной литературой». Здесь деятельность логопеда и воспитателя подчинена единой цели – развитию литературной речи детей, но каждый выполняет свои функции в этой работе. Воспитатель знакомит детей с различными видами сказок, особенностями композиции, читает сказки, проводит беседы, знакомит с пословицами и поговорками, систематизирует представления об окружающем мире, включает детей в продуктивную деятельность, закрепляет умения и навыки, полученные в ходе логопедической работы. Учитель – логопед стимулирует развитие словарного запаса, грамматического строя, связной речи, интонационной выразительности, звукопроизношения, дикции.

Я обратилась к лучшим образцам литературной речи для детей – к сказке и   успешно реализовала вместе с воспитателями группы детско – родительский проект «Мы любим сказки»

В начале обучения рассказы у детей небольшие по объему содержанию  передаваемых знаний. К концу второго года обучения рассказы становятся интересными, яркими.

  Родители вместе с детьми  участвовали в конкурсе «мой любимый сказочный герой»,  в выставке рисунков, в викторине « по страницам любимых сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование приёмов криотерапии в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР"

Использование приёмов криотерапии в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР....

Циклограмма деятельности воспитателей МБДОУ №22 старше -подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР №5 "Веснушки ".

Циклограмма деятельности воспитателей МБДОУ№22 старше -подготовительной группы компенсирующей направлнности для детей с ОНР №5 " Веснушки"....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме: «Транспорт» (подготовительная к школе группа комбинированной направленности для детей с ТНР)

Методичекая разработка содержит весь необходимый материал для организации коррекционного процесса....

Совместная деятельность музыкального руководителя с воспитателем «Золотая осень» в старшей группе компенсирующей направленности

Создание психолого-педагогических условий для детей с разным уровнем речевого развития посредствам использования вариативности содержания...