«Дифференциация звуков З - Ж».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект  занятия «Дифференциация   З - Ж в слогах, словах и в предложениях». Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III – IV уровня  речевого  развития.

Цели:

  • правильное произношение и различение звуков [з] и [ж] (опора на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации);
  • развитие фонематических процессов путем анализа и синтеза слов со звуками [з - ж];    
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения  суффиксальным способом, упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • практическое закрепление правописания ши - жи;
  • развитие практических умений строить самостоятельные высказывания с предложенными словами;
  • развитие навыков работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chekusova_differentsiatsiya_z-zh.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация   З - Ж в слогах, словах и в предложениях.

Дата проведения занятия:____________________

Группа детей по структуре речевого нарушения:

ОНР III – IV уровня  речевого  развития.

Цели:

  • правильное произношение и различение звуков [з] и [ж] (опора на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации);
  • развитие фонематических процессов путем анализа и синтеза слов со звуками [з - ж];    
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения  суффиксальным способом, упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • практическое закрепление правописания ши - жи;
  • развитие практических умений строить самостоятельные высказывания с предложенными словами;
  • развитие навыков работы в группе.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили звуков З - Ж, «звуковики», модель алгоритма анализа звуков, «звуковые птички», конверты с предметными картинками, фишки, альбомы, тетради, простые карандаши, буквы З и Ж.

Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева.

Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь.

Примерный ход урока.

  1. ОРГМОМЕНТ:

Цель: настроить детей на занятия, подготовить рече-голосовой аппарат к работе.

  1. Упражнение «Солнышко».

Логопедическая задача: правильное пение гласных звуков; точное выполнение движений.

Описание: здороваемся как солнышки И-А-О (с движением рук и ног).

  1. Упражнение на внимание:

Описание: сядет тот, кто услышит свое имя (дети садятся на стул).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем учиться произносить и различать  новые звуки, для этого надо, чтобы губы и язык хорошо работали.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.

Сопряженная гимнастика языка и губ.

Упражнения для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю челюсть.

Упражнения для губ: улыбка-трубочка (чередование).

Упражнения для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы; то же – за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку»; сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
  • Ребята, когда мы с вами здоровались как солнышки, что мы с вами спели?  (звуки).
  • Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятиях?  (о звуках).
  • А что такое звук?    (это то, что мы слышим и произносим).
  • Мы глазами можем увидеть звук?     (нет).
  • Но в сказочной стране Звукалии, как вы уже знаете, живут звуковички (девочки и мальчики) и два  из них прилетели сегодня к нам в гости. Их мы и будем сегодня различать.
  • Запишите число, звуковые модели наших гостей…Мы можем по моделям сказать, какие звуки мы будем различать?...Почему?

Знакомство со звуком.

 Да, по моделям не можем сказать… Помогать нам будет… Угадайте, кто?

Два героя:

«Зимой белый, летом серый, длинноухий и косой».  Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. Кто это? (Заяц)

Звукослоговой анализ слова «зайка».

Аналогично – с жирафом…

Отгадайте их и запишите отгадки.

Он ходит, голову задрав,        

Не потому, что важный граф,        

Не потому, что гордый нрав,        

А потому, что он ... (жираф)

Я думаю, вы уже догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть.  (звуки З - Ж).

  1. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ж (описывая артикуляцию, сопровождаем ее движением кисти руки, дети повторяют).

К нам пришел звуковичок Ж (предъявляется звуковичок и профиль звука Ж). Давайте внимательно посмотрим на него и на свои губы. Какой он? (варианты ответов детей и как они догадались). Как произносится этот звук?. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются вперед коробочкой). Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (широкий язычок чашечкой поднимается к бугоркам за верхние зубы). А зубы? (немного раскрыты, между ними небольшая щель). Помогает ли говорить голосок? С голосом мы произносим звук Ж или нет? (голос «работает» – тактильно-вибрационные ощущения от горла и ушей – значит звук звонкий). Струя воздуха какая? (теплая). Он звучит твердо или мягко? (твердо). Можем мы долго и красиво петь этот звук? Сравни со звуком А.  (нет). А что мешает нам его петь? (губы, зубы, язык). Гласный или согласный звук Ж?

Делаем вывод: какой звук Ж? (загибаем пальчики и повторяем) – согласный,  всегда твердый, звонкий, шипящий.

    Дети  рисуют в альбомах (или в тетрадях)  модель этого звука самостоятельно

   

Произнесение и артикуляционно-акустическая характеристика звука З.

А сравнивать мы его будем со звуком З.

Какой он? Анализ по алгоритму.

                      Согласный

                      Звонкий                                                       Дети рисуют в альбомах

                      Твердый                                                   самостоятельно

                      Свистящий  (струя воздуха)                      

   Сравнение звуков, сопоставление звуковых моделей (сходство и различие).                   

*-сравнение звуков и их модели: Чем похожи? Почему можем перепутать на письме?

                  ( Согласные. Твердые. Звонкие.)

               Чем отличаются? Что помогает различать? (Артикуляция, струя воздуха)

    Закрепление образа букв.

А какими буквами на письме обозначаются эти звуки, на что они похожи?

Выделение звуков  З -  Ж  на слух и в произношении (дети дают сигнал рукой или показывают букву, рот учителя закрыт ширмой).  Игра "Жуки и комары":

     

 Логопед: Заяц и Жираф никогда раньше не виделись, потому что живут очень далеко друг от друга. Им очень понравилось играть вместе. Животные приглашают вас поиграть вместе с ними.

      Прослушайте, запомните, повторите  ряды слогов в той же последовательности.

за — жа — за                жа — за — жа                           за — жа — за — жа

зо — жо — зо               жо — зо — жо                        жо — зо — жо — зо

зу — жу — зу           жу — зу — жу                           зу — жу — жу — зу

Логопед обращает внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый.

     Запишите слоги и звукосочетания в две строчки:  в  первую — с буквой З, во вторую — с буквой Ж.

а)        жи, зи, за, жа, жу, же, зе, зу, зё, зы, зю

б)        жда,  зла, жду, злу, зна, жна,  жно; жне,  зне, зно,  зре

в)        ажа, аза, озу, ожи, аже, изю, изи, ези, оже, ужу, ожу

     Дифференциация з — ж в словах

 Прослушайте слова. Назовите (покажите сигнал) звуков з, ж.

      а)  в начале слова:

зал, жаба, жук, зубы, жалко,  забор, зев, жара, жир, зебра, зуб, звон, звук, злой, ждать, жнейка, здание, здешний

      б) в середине слова:

можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа,

поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка

 Выделите слоги с з, ж из слов.

      а)  из начала; слова:

закон,  жакет, изба,  журавль,  животное,  зима,  живот, земля, дружба, возили, вязанка, кузнец

      б)  из середины слова:

ежики, лужайка, ужинать, узнали, вазелин, бумажный, однажды, указательный, ухаживал, узенький, музыка, мерзлота

     Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот":

       жа – жа – жа   ----    за – за – за                                           для сильных

       жо – жо – жо   ----  зо – зо – зо                                жа – жо – жу ------ за – зо – зу

       жу – жу – жу  ----   зу – зу – зу                                жо – жу – жа  ----- зо – зу – за

Игра "Назови ласково" — закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

стог— стожок        творог—        луг—

берег—        круг—        утюг—

снег—        рог—        пирог—

сапог—        друг—        порог—

  Развитие слуховой памяти.

Прочитайте предложения и закончите их.

У зайчихи родились пушистые серые... .

На вешалке висит разная... .

Анжела расчесывает волосы перед... .

На клумбе расцвели нежные....

Из лужи выглядывает зеленая...

 Запишите модели высказываний  и укажите в них звуки занятия. Вариант: моделируем высказывание и делаем звукослоговые модели всех слов.

Итог занятия

      Назовите слова для Зайца и Жирафа. Какие буквы и звуки любит каждый из них? Чем же эти звуки похожи и чем отличаются?

   Пароль на выход.

 Сейчас может пойти на перемену тот, кто быстро уберет свои учебные принадлежности и сможет мне сказать фразу с любыми словами, которые мы использовали на занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...