Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе по теме «Звук Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект НОД учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_fonetiko.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе

по теме «Звук Т»

Стремоухова М.А. учитель-логопед МБДОУ №15,г. Орёл

Цели:

1. Закрепление навыков произношения и характеристика звука «Т».

2. Развитие фонематического слуха.

3. Определение места звука «Т» в словах (начало, середина, конец).

4. Деление слов на слоги.

5. Чтение слогов.

Оборудование: 

Мягкая игрушка –кот; зеркала индивидуальные;

полоски для определения места звука в слове;

фишки красного и синего цвета для составления звуковых схем;

символы гласных звуков; пазл – торт.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Логопед:

- Дети, поздоровайтесь с гостями.

 

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится  добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера...

- А теперь повернитесь ко мне, улыбнитесь и с хорошим настроением садитесь на места.

2. Сюрпризный момент

Сегодня к нам в группу пришел кот. Зовут его Том. Он собрался на день рождения к мышонку, приготовил для него подарок-сюрприз. Что это - мы узнаем позже. А пока послушайте, как Том собирался на праздник.

Том причесался, расправил усы,

Надел часы, повязал бантик – и стал он франтик.

Размечтался наш кот, что же приготовит на угощение мышонок…

3. Артикуляционные упражнения.

Может, это будет рыбка (раскрывают и закрывают рот, как рыба).

Может, это будут блины (упражнение «Блинчик»).

А может, это будет молоко в чашечке (упражнение «Чашечка»).

Или вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»).

Если же ничего этого у мышки на столе не будет, Том рассердится («Киска сердится») и станет ловить мышку за хвостик («прикусываем кончик языка»).

Пошел кот в гости, а на улице-то мороз.

4. Массаж

Щиплет щеки, щиплет нос,

щиплет ушки, щиплет губки,

забирается под шубку.

5. Вот и зашел кот погреться к нам в сад и поиграть с детками.

Послушайте загадку от кота Тома.

В доску гвозди забивает 

И при этом напевает:

-Тук- тук- тук, ток-ток-ток

Я весёлый ...

-Молодцы. Это молоток. Как стучит молоток? Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Да, это звук «Т».

6. Характеристика звука

Подвиньте к себе зеркала, произнесите еще раз, звук «Т», рассмотрите артикуляцию.

А теперь расскажите, что делают губки, когда мы произносим звук «Т»? (они улыбаются).

Что делают зубки (приоткрыты).

Что делает язычок? (стучит под верхними зубками).

Как выходит воздух из ротика? (толчками).

Что делает наш голосок - спит или звенит? (спит).

Вывод: 

Звук «Т» - согласный, потому что его нельзя петь. Он твердый и глухой, т.к. голосок спит.

В какой дом мы поселим этот звук? (в синий, где нет колокольчика, т. к. он согласный и глухой). Каким цветом обозначим этот звук? (синим)

7. А сейчас, детишки, поиграем в кошки- мышки.

Мышкой будет звук «Т», а вы- кошками.

Игра «Поймай звук» (хлопнуть, если услышишь звук «Т»)

  • П, П, Т, К, М, Т, П, Т.
  • Ап, от, ит, ик, ут, ум, па, та, мо, то, ка, то, ту.
  • Мак, танк, вата, туфли, лифт, торт, кот, дом, утка.

Кот предлагает вам повторить слоговые цепочки

Ну-ка, ушки на макушке,

Слушай, не зевай, за котом все повторяй.

Та- ту- ты

Ту- ты- та

Ты- та- ту

Ат- от- ут

От- ут- ат

Ут- ат- от

Тук- так- ток

Тык- тык- так

Ток- так- тук

8. А сейчас я предлагаю вам картиночки назвать, где звук спрятался – узнать.

Определение места звука в слове (дети выполняют задания самостоятельно за партами, затем проверяем у доски).

9. Физминутка с мячом. (Координация речи с движением)

От-от-от- вот шагает бегемот

Ут-ут-ут- лисы, крадучись, идут.

Ут-ут-ут- дети от зверей бегут.

Ит-ит-ит- зайка под кустом сидит.

Ат-ат-ат- мы шагаем на парад.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от – бегает бездомный кот.

Та-та-та – нет кота.

Повторим гласные звуки. Символы гласных с движениями.

10. Составляем обратные слоги ОТ, АТ, УТ, ИТ.

Под слогами из символов составляем звуковую схему слога фишками красного и синего цвета)

Звуковой анализ слогов (сколько звуков услышали? Какой первый звук? Какой второй? Какой звук гласный? Как его обозначаем?

(фишкой красного цвета). Какой согласный? Как его обозначаем?

(фишкой синего цвета, потому что он твердый).

11. Деление слов на слоги:

–торт, трап, трон, трава, труба, такси, кот, хобот, самолет ….

12. Вы, ребята, молодцы. Все задания выполнили. Пришло время узнать, что же за подарок приготовил Том для мышки (на столах разрезные картинки, дети собирают их, должен получиться торт).

13. Итог.

Том согрелся и пойдет дальше, а мы с вами скажем ему спасибо за то, что познакомил нас с новым звуком. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Как обозначается этот звук? Вам было интересно? Какое задание было трудным? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР в старшей логопедической группе по теме: "Звук К"

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР в старшей логопедической группе по теме: "Звук К"...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....