Форма афазии: акустико-мнестическая.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21._statya_akustiko-mnesticheskaya_afaziya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: акустико-мнестическая.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

 

Патогенез.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 23.10.1954г.

Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез.

        Жалобы на снижение памяти, на трудность нахождения нужных слов.

        Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Обращенную речь понимает. Показывает предметы отдельные предметы по заданию. Выполняет простые короткие инструкции. Затрудняется в выполнении сложных инструкций. Требуется неоднократное повторение вопросов.

        Собственная речь представлена короткими фразами. В речи часты персеверации и паузы из-за поиска нужного слова. Диалогическая речь сохранна.

        Автоматизированные ряды называет правильно. Повторяет отдельные слова. При повторении фразы, часть выражения оказывается забытым. Поэтому в речи появляются паузы. Функция называния нарушена. Затруднения преимущественно возникают при назывании предметов. Подсказка первого слога не помогает. Обобщение нарушено частично. 

        Функция чтения сохранна. Пересказ затруднен из-за трудности удержания фрагментов текста. При письме под диктовку присутствуют пропуски слов и вербальные парафазии. Счетные операции выполняет правильно.

Форма афазии: акустико-мнестическая.

 

Задачи восстановительного обучения:

- расширение слухо-речевой памяти,

- преодоление слабости следов воспринимаемой речи,

- преодолению вторичных расстройств понимания речи,

- накоплению активного словаря,

- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

Стадия  расстройств  средней и лёгкой степени выраженности.

1) Расширение рамок слухового восприятия:

   - восстановление слухоречевой памяти, с опорой на зрительное восприятие.

Например: перед больным выкладывают серию предметных картинок и дают задание показать 2—3—4 предмета. Постепенно внешняя опора в виде картинок устраняется, и больному дают прослушать серию слов — названий картинок, а затем предлагают их найти в стопке картинок, т. е. уже несколько отставлено во времени. И, наконец, больной пытается повторить эти слова по памяти без опоры на картинку или зарисовать услышанные названия картинок.

   - показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;

   - показ частей тела по тому же принципу;

   - выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

   - ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;

   - прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

   - письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

   - чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2) Преодоление слабости слухо-речевых следов:

   - повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

   - заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

   - повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого  предъявления;

   - чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);

   - составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

   - перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.

3) Восстановление у больных зрительных предметных представлений:

- анализ близких по изображению рисунков, (например: чайника, чашки, сахарницы), в которых изменение или отсутствие той или иной существенной детали (носика, ручки) меняет функцию предмета и его обозначение;

   -  конструирование предметов из элементов;

   -  нахождение ошибок в изображениях предметов;

   -  дорисовывание предмета до целого;

   - подробное словесное определение всех функций предмета. Так уточняется в процессе занятия значение многих слов в связи с их предметной отнесенностью.

    - срисовывание с образца и по памяти тех или других объектов со всеми их существенными отличительными признаками. Для контроля за результатами выполнения задания больному предъявляют картинку, и его внимание фиксируют на допущенных ошибках.

4) Работа над звуковой структурой слова:

   - используют приемы, аналогичные тем, которые излагались при описании методики восстановления у больных с эфферентной моторной афазией.

5) Преодоление трудностей называния:

     - срисовывание больным с образца и по памяти тех или других объектов со всеми их существенными отличительными признаками. Для контроля за результатами выполнения задания больному предъявляют картинку  и фиксируют его внимание на допущенных ошибках;

 - смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;  «обыгрывание» в разнообразных фразеологических контекстах.

   - классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

   - упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

6) Организация развернутого высказывания:

   - составление рассказа по серии сюжетных картинок;

   - пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;

   - развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);

   - отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической афазии.

Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении  в памяти всех звеньев этого потока. При поражении лево...

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: динамическая.

В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и  основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...