Форма афазии: динамическая.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и  основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23._statya_dinamicheskaya_afaziya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: динамическая.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Патогенез.

ФИО:  ХХХ

Дата рождения 2.02.1949г.

Ведущая рука Правая.

        Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.

        Объективно на момент обследования: контакт затруднен. 

        Не ориентирован в пространстве и в себе. Обращенную речь понимает частично. В состоянии понимать ситуативную речь. Имеются ошибки в осмыслении, отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. Фонематический слух нарушен. Устные инструкции выполняются с частыми ошибками. Сложные инструкции не выполняет.

        Собственная речь нарушена. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизмы. Повторная речь нарушена. Повторяет знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений. Автоматизированная речь нарушена. 

        Называние сопровождается многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями. Обобщение в состоянии распада.

        Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. Фраза по сюжетной картинке отсутствует. 

Чтение в состоянии распада. Не может прочитать вслух и узнать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема-графема» грубо нарушена. Письмо как функция отсутствует.

        Счетные операции выполняет с ошибками.

        Критика, память, внимание снижены.

Форма афазии: динамическая.

Задачи восстановительного обучения.

- восстановление функции речевого программирования;

- преодоление расстройств грамматического структурирования;

- преодоление вторичных расстройств понимания речи,

- накоплению активного словаря,

- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

I. Стадия  грубых  расстройств.

1) Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:  

   - задания неречевого характера, но требующие от больного проявления известной активности (передать какую-нибудь вещь определенному лицу, найти палату в другом отделении и т. д.).

   - введение видов активных действий, связанных с речью (передать что-нибудь очень важное, написать записку и т.д.).

  - выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

  - оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

  - ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

  - прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2) Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

   - автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

   - автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,

   «кто там?», «тише!» и т.д.

3) Преодоление расстройств речевого программирования:

   - стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

   - конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

   - выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

   - раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4) Преодоление расстройств грамматического структурирования:

а) преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы:

   - составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор - фишек и их постепенным «сворачиванием»;

   - выделение предикативного центра фразы, экстериоризация его смысловых связей;

б) преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:

   - улавливание грамматических искажений - флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка;  

   - дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола;    

   - восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;

   - составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой,

оформленной грамматически;

   - пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций

5) Стимулирование письменной речи:

   - раскладывание подписей под картинками;

   - чтение идеограммных слов и фраз.

 

II.  Стадия  расстройств  средней  степени  выраженности.

1) Восстановление коммуникативной фразовой речи:

   - конструирование простой фразы;

   - составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

   - составление рассказа по серии последовательных картинок;

   - развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

   - составление простых диалогов по типу речевых этюдов:  «В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.

2) Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

   - показ предметов на картинках и в комнате, частей тела

   (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

     названий);

   - оканчивание фраз различными словами;

   - подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

   - письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

   - письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

   - элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

   - заполнение пропусков в словах;

   - письмо простых слов по памяти и под диктовку.

3) Собственно-речевая работа:

а) составление фраз по заданному слову;

б) придумывание подписей к картинкам, заглавий к частям какого-нибудь текста;

в) классификация по разным признакам;

г) составление плана к прочитанному тексту и пересказ текста;

д) составление рассказов – импровизаций на заданную тему;

е) следует также предлагать больным строить высказывания с опорой на предложенные вопросительные, побудительные слова и на слова-обращения (сколько..., когда..., пожалуйста..., имя и отчество лица, к которому надо обратиться? и т.д.);

ж) моделирование речевых ситуаций, стимулирующих высказывание. Особенно полезно в этом отношении разыгрывание различных речевых этюдов, так называемые речевые игры: в магазине, в школе, в автобусе и т.д.

III. Стадия  расстройств  лёгкой  степени  выраженности.

1) Преодоление  аспонтанности  больного:

   - построение занятия, на котором ведущим оказывается не логопед, а больной: сначала логопед вместе с больным обсуждает какой-либо рассказ или биографию известного писателя, а затем больной расспрашивает логопеда о содержании рассказа. Ему разрешается при этом пользоваться лежащими перед ним вопросительными словами;

   -  предлагать больному оценивать на слух различные типы интонаций: вопроса, побуждения, приказа, просьбы; улавливать значение переноса логического ударения в фразе и т.д.

2) Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

   - развёрнутый диалог на различные темы;

   - конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

   - автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

   - накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

   - чтение и пересказ текстов;

   - «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

    - «речевые импровизации» на заданную тему;

   - развернутые изложения текстов, сочинения;

   - составление поздравительных открыток, писем и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: акустико-мнестическая.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: семантическая.

В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного  обучения при различных стадиях данного з...