Форма афазии: семантическая.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного  обучения при различных стадиях данного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24._statya_semanticheskaya_afaziya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: семантическая.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Патогенез.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 20. 10.1941г.

Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез

        Жалобы на трудности понимания логико-грамматических конструкций.

        Объективно на момент обследования: контактен. Испытывает трудности в ориентации во времени и в себе. Обращенную речь понимает. Тексты, содержащие логико-грамматические конструкции, понимаются с трудом. Нарушено понимание  значений пространственных предлогов и отдельных морфем.

        Собственная речь логически и грамматически правильная. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь доступна. Функции называния и обобщения сохранны. Испытывает затруднения при назывании чисел после 100.

        Пишет, читает, пересказывает. Трудности в выполнении вычислительных операций с переходом через 10.

Форма афазии: семантическая.

Задачи восстановительного обучения:

- устранение импрессивного аграмматизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи;

- преодоление вторичных расстройств понимания речи,

- преодоление трудностей нахождения названий предметов,

- расширение лексического и синтаксического состава речи больных, преодоление импрессивного  аграмматизма;

- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности.

1) Преодоление пространственной апрактогнозии, развития конструктивно-пространственной деятельности: 

   - зрительный анализ геометрических фигур;

   - схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов:

изображение плана пути, комнаты и т.д.;

   - конструирование по образцу, по словесному заданию;

   - работа с географической картой, часами.

2) Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

   - наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

   - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

   - составление фраз со словами, имеющими пространственное

значение.

3) Конструирование сложноподчинённых предложений:

   - уточнение значений подчинительных союзов;

   - заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

   - составление предложений с заданными союзами.

4) Восстановление способности понимания логико-грамматических конструкций:

  а) работа с простыми грамматическими конструкциями (сделать для больного грамматический элемент того или иного слова, точнее, а содержание, передаваемое им, предметом активного понимания):

   -  при предъявлении фраз: «мужчина рубит дрова топором», «женщина режет хлеб ножом» логопед каждый раз спрашивает: «чем рубят дрова?» и «чем режут хлеб?», формируя таким образом обобщенное представление о творительном падеже орудия действия (картинное изображение сюжета конструкции);

   -  соответственно этому отрабатываются и другие грамматические категории: время и лицо глагола, род, число и т. д.).
б) работа над сложными логико-грамматическими оборотами:

   - грамматические значения изображают рисунком или схемой с помощью стрелок. Например, фразу «Новосибирск дальше от Москвы, чем Тула» можно изобразить так: М – Т – Н.

 в) работа по составлению различных сложноподчиненных предложений:    

   - составление фраз по образцу, но на другие заданные темы;

   - придумывание фраз со сложноподчиненным союзом («хотя», «чтобы», «несмотря на то что» и т.д.).

   - введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);

   - введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;

   - предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5) Работа над развёрнутым высказыванием:

   - изложения, сочинения;

   - импровизация на заданную тему;

   - толкование сложных по смысловой структуре слов.

     При любой форме афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.), определили содержание   логопедической помощи больным с передними и задними формами афазии.

     Особенностью работы с пациентами с передними формами афазии является опора на сохранную парадигматическую систему и широкое использование развернутых внешних опор и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. Для этого логопед привносит извне программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

     При афазиях, возникающих при поражении височной или теменной долей левого полушария, прежде всего используется планирующие, программирующие и контролирующие функции левой лобной доли, обеспечивающие сознательность восстановительного обучения. Сохранность третьего «функционального блока» позволяет воспитать у больного установку на восстановление нарушенной речи. Используются приемы работы, которые помогают реорганизовать сохранные  звенья речевой функции: акустический контроль при афферентной моторной афазии, оптический и кинестетический при сенсорной афазии и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: акустико-мнестическая.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: динамическая.

В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и  основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...