Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Красносельского района  г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                         Зубкова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2022

 

Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.

 

  1. Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста

 

Проблема возникновения и развития речи у детей привлекает внимание многих исследователей. Появление речи имеет исключительно большое значение и для общего психического развития ребенка и, кроме того, овладевая речью, ребенок усваивает общественные достижения человеческой культуры (Д.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и мн.др.). Без речи невозможно и формирование взаимоотношений между людьми.

Одним из первых, кто привлек внимание исследователей к речевому развитию ребенка, был В.Штерн. Согласно его взглядам, момент возникновения речи связан с "величайшим открытием" в жизни ребенка, который отрывает, что каждый предмет имеет свое название. Ребенок совершает открытие сначала в теоретическом плане, а затем применяет его на практике. Вторым "величайшим открытием" в жизни ребенка в процессе усвоения им языка и овладением грамматической структурой речи, по мнению К.Бюлера,  является то, что ребенок, после того, как осознает наличие собственного названия для каждого предмета, в дальнейшем начинает "понимать основной принцип всех флективных языков, заключающийся в том, что отношения между словами могут выражаться посредством звуковых изменений слов".

Несмотря на ошибочность такой точки зрения, работы В.Штерна и К.Бюлера по исследованию онтогенеза речи привлекли внимание других исследователей, указали на роль детских вопросов, отметили активность детей в процессе овладения ими речью. Их точка зрения была идеалистический и интеллектуалистической, и подверглась критике в работах Ж.Пиаже, АВаллона, С.Л.Рубинштейна.

Так, С.Л.Рубинштейн отмечал, что "ребенок открывает не общий теоретический принцип; он практически овладевает - при содействии взрослых - новым, в самой основе своей социальным, способом общаться с вещами посредством слова. Он узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. При этом ребенок начинает пользоваться отношением слова к обозначаемым им предметам, еще теоретически не осмыслив его. Теоретическое осмысливание этого отношения не предшествует в виде "действительно общей мысли" его применению в соответствующей практической операции, а, наоборот, следует за ней и совершается на ее основе в течение целого ряда лет умственного развития ребенка".

В распространенной концепции зарубежной психологии -бихевиористской - человек представляется как пассивный накопитель информации. По мнению Б.Ф.Скиннера, основой любой структуры поведения живого существа является совокупность связей стимулов с реакциями. Речь также представляет собой реакции на соответствующие стимулы. Становление речи сводится Б.Ф.Скиннером к подражанию речевым образцам, данным взрослым. Собственная активность ребенка сводится к минимуму. В рамках этой теории считается, что речевой механизм не является врожденным и начинает функционировать только тогда, когда человек непосредственно вступает в речевое общение. А.Р.Лурия писал, что Б.Ф.Скиннер "обратил внимание на то, что ребенок применяет слово с определенной целью - либо для общения, либо для выражения желаний или просьб.

 

  1. Состояние проблемы формирования речи в  дошкольном возрасте

 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального  развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Правильное формирование речи и других высших психических функций  зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей. Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов.

Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые(родители) не имеют ничего против. Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются педагогические промахи родителей.

 

 3. Сопровождение родителей в развитии речи детей

 

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать

Игры и стихи, упражнения, которые  можно использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.
  4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004.
  5. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  6. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004.
  7. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubkova_i.v.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Красносельского района  г. Санкт-Петербург

«Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.»

                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                         Зубкова Ирина Викторовна

 

г. Санкт-Петербург

2022

Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.

  1. Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста

Проблема возникновения и развития речи у детей привлекает внимание многих исследователей. Появление речи имеет исключительно большое значение и для общего психического развития ребенка и, кроме того, овладевая речью, ребенок усваивает общественные достижения человеческой культуры (Д.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и мн.др.). Без речи невозможно и формирование взаимоотношений между людьми.

Одним из первых, кто привлек внимание исследователей к речевому развитию ребенка, был В.Штерн. Согласно его взглядам, момент возникновения речи связан с "величайшим открытием" в жизни ребенка, который отрывает, что каждый предмет имеет свое название. Ребенок совершает открытие сначала в теоретическом плане, а затем применяет его на практике. Вторым "величайшим открытием" в жизни ребенка в процессе усвоения им языка и овладением грамматической структурой речи, по мнению К.Бюлера,  является то, что ребенок, после того, как осознает наличие собственного названия для каждого предмета, в дальнейшем начинает "понимать основной принцип всех флективных языков, заключающийся в том, что отношения между словами могут выражаться посредством звуковых изменений слов".

Несмотря на ошибочность такой точки зрения, работы В.Штерна и К.Бюлера по исследованию онтогенеза речи привлекли внимание других исследователей, указали на роль детских вопросов, отметили активность детей в процессе овладения ими речью. Их точка зрения была идеалистический и интеллектуалистической, и подверглась критике в работах Ж.Пиаже, АВаллона, С.Л.Рубинштейна.

Так, С.Л.Рубинштейн отмечал, что "ребенок открывает не общий теоретический принцип; он практически овладевает - при содействии взрослых - новым, в самой основе своей социальным, способом общаться с вещами посредством слова. Он узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. При этом ребенок начинает пользоваться отношением слова к обозначаемым им предметам, еще теоретически не осмыслив его. Теоретическое осмысливание этого отношения не предшествует в виде "действительно общей мысли" его применению в соответствующей практической операции, а, наоборот, следует за ней и совершается на ее основе в течение целого ряда лет умственного развития ребенка".

В распространенной концепции зарубежной психологии -бихевиористской - человек представляется как пассивный накопитель информации. По мнению Б.Ф.Скиннера, основой любой структуры поведения живого существа является совокупность связей стимулов с реакциями. Речь также представляет собой реакции на соответствующие стимулы. Становление речи сводится Б.Ф.Скиннером к подражанию речевым образцам, данным взрослым. Собственная активность ребенка сводится к минимуму. В рамках этой теории считается, что речевой механизм не является врожденным и начинает функционировать только тогда, когда человек непосредственно вступает в речевое общение. А.Р.Лурия писал, что Б.Ф.Скиннер "обратил внимание на то, что ребенок применяет слово с определенной целью - либо для общения, либо для выражения желаний или просьб.

  1. Состояние проблемы формирования речи в  дошкольном возрасте

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального  развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Правильное формирование речи и других высших психических функций  зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей. Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов.

Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые(родители) не имеют ничего против. Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются педагогические промахи родителей.

 3. Сопровождение родителей в развитии речи детей

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать

Игры и стихи, упражнения, которые  можно использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Список используемой литературы

  1. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.
  4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004.
  5. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  6. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004.
  7. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.

       Содержание 1.      Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста2.      Состояни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста

«Речь - удивительное сильноесредство, но нужноиметь много ума,чтобы пользоваться им.»Г.Гегель...

«Психолого-педагогические условия для успешного сопровождения индивидуальной траектории речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность В современном этапе образования на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в осно...