Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Пышина Александра Алексеевна

Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности

(Интеграция образовательных областей)

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей, по пройденному материалу через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Интегрированное занятие

«Путешествуя играем»

 в старшей группе компенсирующей направленности

Разработал:

учитель-логопед Пышина А.А.

2022г

Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности

(Интеграция образовательных областей)

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей, по пройденному материалу через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-развитие мотивационного компонента речи;

-развитие речевой активности, через упражнения в назывании частей суток, времен года и дней недели;

-расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам, развитие диалогической речи;

-развитие пространственных и пространственно-временных представлений;

-закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели и частей суток;

-совершенствование умения употреблять обобщающие слова, классифицировать объекты окружающего мира;

-формировать способность повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует всё тело;

-упражнение в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;

-закрепление навыка образования относительных прилагательных.

-закрепление умения различать геометрические фигуры, закрепление умение ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие:

-развивать соматогностические, тактильные, кинестетические процессы.

-уточнять местоположение и название различных частей тела;

-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач,

-развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

-закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;

-развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать ручной праксис.

-побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели;

-развивать зрительный гнозис, анализ, синтез, внимание, мышление, произвольность;

-развивать любознательность, расширять кругозор и интерес к игровой форме обучения;

-развивать самостоятельность и творческую активность.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, наблюдательность;

-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;

-воспитывать у детей доброту, отзывчивость, дружеское взаимоотношение друг с другом;

-воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Предварительная работа: знакомство с временами года, частями суток, днями недели и их признаками; формирование навыка образования относительных прилагательных; развитие пространственных представлений; развитие навыков обобщения и классификации, построение предложений из 4-5 слов; развитие навыков звукового анализа и синтеза, слогового ритма; мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Оборудование: мольберт, магнитная доска, 4 стола, 6 стульев, ноутбук (логоритмика Железновых «У жирафа пятна..») сундук, мягкая игрушка «Хвостатик», мячик, тактилая подушечка, предметные картинки (гвоздь, лодка, линейка, живытные, одежда и т.д); предметные картинки (жираф, слон, котята, зебра), фрагменты карты, три разноцветных конверта с картинка-подсказками, цветные карандаши, листы бумаги, клей.

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная, в парах.

Тип занятия – закрепление.

Используемые методы: игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Этапы занятия:

  1. Мотивационно-целевой этап
  2. Ориентировочный этап

3. Поисково-исследовательский этап

4. Практический этап

5. Рефлексивно-оценочный этап

Ход НОД

1. Мотивационно-целевой этап

Учитель-логопед: Ребята, здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Учитель-логопед: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом

Станем рядышком по кругу

Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Упражнение «ЭХО». Цель: развитие речевого ритма, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

Учитель-логопед: Присаживайтесь на свои места. (Сюрпризный момент: появление сундука его описание, появление главного героя занятия.)

Учитель-логопед: Ребята, к нам из Волшебной Страны пришел один гость – это Хвостатик. Посмотрите, ему грустно, он спешил в гости к своим друзьям и случайно обронил карту и заблудился, а утром когда я пришла на работу я услышала его плачь, он поведал мне свою печальную историю и я рассказала ему, что в нашем детском саду самые хорошие, умные, послушные, добрые дети и Вы обязательно поможете Хвостатику найти его карту.

(Диалог с детьми, уточнение их мнения, определение дальнейших действий)

Что будем делать, ребята?

Поможем нашему гостю?

Отправляемся в путешествие? (Да)

Тогда в путь!

2. Ориентировочный этап

Учитель-логопед: Волшебная Страна очень большая, в ней много всего загадочного и интересного, если вы будете внимательны, мы сможем маленькому леопарду найти карту.

Из сундука достаются конверты с заданиями, принимается совместное с детьми решение открывать их по очереди и выполнять задания для поиска карты.

3. Поисково-исследовательский этап

Учитель-логопед: Хвостатик, живет в Волшебной Стране, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Столица нашей Родины? (Москва)

Как называется город, в котором мы живем? (г. Кропоткин)

Учитель-логопед: Молодцы, справились с первым заданием.

А сейчас Хвостатик хочет рассказать Вам о своих друзьях.

Хотите узнать о них побольше?(да)

Тогда послушаем внимательно, поиграем и постараемся запомнить, кто же друзья нашего гостья. (музыка Железновых «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде»)

(После выполнения логоритмики происходит диалог с детьми по уточнению названий животных, о которых говорилось в песне)

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Кто же друзья Хвостатика? (жираф, слон, котята, зебра).

 

4. Практический этап. (Выполнение заданий из желтого конверта)

Игра «Части суток»                                                                                        Цель: Закрепление представлений о частях суток, о режимных моментах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Части суток»: (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин, рано, поздно, вкусно, тепло, холодно, светло, горячо, темно, просыпаться, умываться, кушать, обедать, гулять, засыпать).

«Закончи предложение»

Учитель-логопед: Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

- Сколько частей в сутках?

Дети: 4.

Учитель-логопед: Назовите их.

 Дети: утро, день, вечер, ночь.

Учитель-логопед: Скажите, а сейчас какое время суток?

Дети: Утро.

Учитель-логопед: Сколько всего дней недели? Назовите их.

- Какой сегодня день недели? (среда)

- Какой день недели был вчера? (вторник)

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Игра «В какое время года?»

Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.

 - В какое время года все купаются и загорают? (Лето).

- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).

- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).

- В какое время года играют в снежки? (Зимой)

- В какое время года тает снег? (Весной)

- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)

Учитель-логопед: А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Учитель-логопед: Назовите весенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель-логопед: Молодцы!

Учитель-логопед: Вот мы и нашли первый фрагмент от карты!

(Приступают к выполнению заданий из зеленого конверта).

Игра «Скажи одним словом»

Цель: совершенствование умения использовать существительные с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь), закрепить названия предметов по изучаемым темам; закрепление навыка классификации объектов.

(обобщение) с тактильной подушечкой.

Учитель-логопед объясняет правила игры.

На магнитной доске расположены предметные картинки:

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены, закрепить навык образования относительных прилагательных.

- Мяч из резины – … резиновый.

- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

- Стакан из стекла – … стеклянный.

- Матрёшка из дерева – … деревянная.

- Утка из резины – … резиновая.

- Игрушка из меха – … меховая.

- Поделка из бумаги – … бумажная.

- Гвоздь из железа – … железный.

Учитель-логопед: Посмотрите, а вот мы и второй фрагмент карты нашли! (эмоциональное подкрепление ситуации)

Динамическая пауза с элементами нейропсихологии.

Цель: профилактика утомления и нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка, развитие межполушарного взаимодействия.

Учитель-логопед: 

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Отправимся в путешествие в синее-синее море….

(Речевые действия сопровождаются движениями попеременно правой-левой рукой, затем одновременно правой и левой рукой, в конце упражнения добавляются точные движения пальцами)

(Приступают к выполнению заданий из красного(последнего) конверта).

Игра: «Что где находится?»

Цель: совершенствовать ориентировку на плоскости листа, продолжать развивать зрительно-пространственную ориентировку, умение выделять углы на листе бумаги.

Учитель-логопед: Ребята, все геометрические фигуры рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.

- Овал будет жить в центре листа.

- Квадрат – в верхнем левом углу,

- Прямоугольник – в нижнем правом углу,

- Круг – в верхнем правом углу,

- Треугольник – в нижнем левом углу.

Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием.

5. Рефлексивно-оценочный этап

Игра «Соображарий».

Цель: развивать навыки решения задач на сообразительность; развивать активность, самостоятельность; развивать мыслительную деятельность внимание и творческую активность.

Учитель-логопед: Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?(да)

- Утром солнышко встаёт…

- Днём светит луна…

- По утрам нужно делать зарядку…

- По утрам нельзя умываться и чистить зубы…

- Лучше всего играть в футбол на проезжей части…

- Плавать на речке можно только со взрослыми…

- Незнакомому человеку дверь не открывать…

- В лесу нужно шуметь и кричать…

- Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…

- Лето самоё тёплое время года…

- Мы справились со всеми заданиями…

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Вот третий фрагмент карты. Все фрагменты карты мы нашли, теперь Хвостатик будет рад, что Вы помогли ему найти карту, а это значит, что теперь он сможет найти своих друзей. Наш гость хочет вас поблагодарить за помощь и подарить подарки! А ему пора уходить. До свидания, до встречи!

Рефлексия занятия

Учитель-логопед: Ребята, вам понравилось в Волшебной Стране? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным? Что было самым простым? Что Вы узнали нового? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролир...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "В лес за грибами"

Тема. «В лес за грибами».Цель. Обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Формирование эмоциональной отзывчивости на окружающие явления, формир...