Мастер-класс "Использование гарнитур TOMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Апатенко Анастасия Александровна

В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появлением новых знаний о центральной нервной системе и мозговой организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Мастер-класс

«Использование гарнитур TОMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР»

Подготовил: учитель-логопед

Апатенко А.А.

      Статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих задержку речевого развития, ежегодно увеличивается. Поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи таким детям, которая помогла бы им в успешном освоении школьной программы. Организация учебной деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода, что приводит к необходимости поиска новых и эффективных путей обучения. Таким образом, в деятельности учителя-логопеда инновационные методы приобретают все большее значение.

      В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появлением новых знаний о центральной нервной системе и мозговой организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

     Одним из методов нейростимуляции, который, воздействуя на каналы восприятия информации, может повышать обучаемость и регулировать поведение детей с ограниченными возможностями здоровья является звуковая терапия. А одним из инструментов такой терапии являются разработанные на основе методики французского ЛОР врача Альфреда Томатиса акустические системы ТomatisInfinity и ТomatisSaundsory. Данная методика основана на прослушивании обработанной через специальные фильтры музыки, что способствует развитию фонематического слуха и благотворно воздействует на речевые центры в коре головного мозга ребенка.

            Гарнитуры ТОМАТИСинфинити и САУНДСОРИ похожи по принципу воздействия, но в тоже время имеют существенные отличия в методике использования. Предлагаю вам в этом убедиться. Для этого приглашаю 3 человек.

     Работа с наушниками проводиться 2-3 курсами по 20 занятий с перерывом между курсами в 2-3 недели. Для фиксации результатов используются специальные индивидуальные карты (демонстрация карт). Для фиксации результатов участников мастер-класса нам нужен еще один человек.

     Продолжительность одного занятия составляет 20 минут. Ребенку дошкольного возраста непросто выдержать такой продолжительный период пассивного слушания без включения в деятельность, поэтому для создания комфортных условий, чтобы занятие не было работой, а превратилось в веселую игру я использую разнообразные пособия, сочетая их с нейро-психологическими методиками, которые способствуют более полному решению задач по речевому, сенсорному, моторному и познавательному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Данные акустические системы предполагают как индивидуальную так и подгрупповую форму работы.

   При работе с наушниками Саундсори, название которых, дословно переводиться, как ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ я использую следующие пособия и   упражнения:

- шнуровальные планшеты (яркие шнурочки привлекают внимание ребенка, позволяют сосредоточится на выполняемом упражнении, а используемая для рисования шнурками специальная ручка помогает еще раз закрепить графо-мотрные навыки детей; рисовать на планшете можно по схемам или по замыслу);

- мозаика тоже может стать прекрасным инструментом для привлечения внимания детей; иногда мы играем в игру «Изобрази, то, что услышал» и очень часто получаются замечательные картины, что говорит о развитии фантазии ребенка и умении преобразовывать слуховую информацию в зрительный образ;

- при использовании обычных бельевых прищепок у детей получаются разнообразные модели, которые они связывают с реальными объектами: животными, птицами, насекомыми; свободное крепление позволяет сделать детали подвижными, что способствует развитию пространственных представлений, конструкторских способностей. Из прищепок можно составлять буквы, слоги и слова, тем самым способствуя развитию навыка осознанного чтения;

- прослушивание музыкальных занятия на гарнитуре САУНСОРИ ускоряет процесс выполнения звукового анализа слова, причем ребенок не помогает себе проговариванием, все аналитические процессы происходят во внутренней речи;

- очень хорошо зарекомендовали себя упражнения с включением в работу обеих рук (свободное рисование, рисование по контуру, раскрашивание различных изображений). Для таких занятий я использую нейро-тетрадь Ангелины Сыщенко. В этой тетради упражнения подобраны в соответствие с лексическими темами, таки образом, мы еще и закрепляем отрабатываемую лексику;

 - рисование по контуру тоже очень интересное, увлекательное, а главное продуктивное занятие; для таких НЕЙРОРИСОВАШЕК применяются готовые многоразовые трафареты; рисуют дети фломастерами, которые в дальнейшем легко стираются обычной салфеткой;

- но самым любимым видом деятельности при организации ТОМАТИС-занятий стал кинетический песок; дети занимаются с ним с огромным удовольствием, а я радуюсь тому, что благодаря особой тактильной структуре такой песок способствует не  только развитию тактильного восприятия, но и помогает развитию мелкой мотрики;

       Второй вариант наушников ТОМАТИСинфинити в переводе означает БЕСКОНЕЧНЫЙ. Возможности у этой гарнитуры действительно очень широкие. Их можно использовать и как САУНСОРИ и в качестве специального инструмента в коррекции фонематического восприятия и звуковой стороны речи детей с ТНР. Гарнитура ТОМАТИСинфинити оснащена специльным съемным микрофоном, использование которого позволяет ребенку слушать и слышать свою речь без посторонних призвуков, замечать неточности в своем произношении, что позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, над коррекцией которых ребенок работает с логопедом в данный момент.

      При подключении микрофона, эти наушники можно использовать только в индивидуальной работе, но можно и  одновременно с детьми, которые работают с САУНСОРИ. Пока педагог проводить индивидуальное занятие, другие дети самостоятельно выполняют задания с параллельным прослушивание программы курса.

    В завершении, хотелось бы отметить, что данная методика является инструментом, дополняющим терапевтическое, медицинское или педагогическое воздействие, но не заменяющим их! 

     Проведение мастер-класса может проходить как при личном участии педагогов, так и при демонстрации всех описанных выше методов и приемов работы непосредственно детьми (видеоролик можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/1M3c7D8Vr9A).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Статья о взаимодействии логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми....

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...