Статья по развитию речи у дошкольников ДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Барковская Елена Анатольевна

Материал по теме: "развитие речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_rechevomu_razvitiyu.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

«Детский сад №509»

Инновационные средства развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством современных технологий

Подготовила воспитатель

Барковская Елена Анатольевна

2022г

Город Новосибирск

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель: Повышение речевой активности у детей 4-7лет посредством мультипликации.

Задачи:

- подобрать речевой, методический и лексический материал по темам перспективного планирования в соответствии с возрастными особенностями развития детей;

- создать совместно с детьми мультфильм по теме «Сказки»;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Оборудование: компьютер, компьютерная программа InShot, Stop Motion Studio, фотоаппарат.

Педагоги овладевшие знаниями в области лексического развития дошкольников с помощью мультипликации.

Вступительная часть:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Следовательно, для стимулирования речевой активности детей требуются дополнительные средства и методы.

В век информационного прогресса компьютерные технологии предоставляют

нам такой универсальный и многогранный инструмент, как мультипликация,

позволяющий стимулировать речевую активность ребенка, раскрыть творческие способности, помочь ему преодолеть страхи и приобрести уверенность в собственных силах, успешно социализироваться в окружающем мире.

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.

В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой

деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Кроме того, создание собственного мультфильма – это увлекательная игра, позволяющая решать задачи в соответствии с ФГОС ДО:

– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

– познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у детей устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение детьми проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);

– художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, сопереживание персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления

персонажей и декораций мультфильма);

– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия

дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и

саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

– физического развитие (развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных

координаций).

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-

исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Таким образом мультипликация выступает действительно универсальным и

всеобъемлющим средством как для повышения речевой активности, так и для

развития личности ребенка в целом.

С чего же следует начинать работу по мультипликации?

Методика обучения мультипликации представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создания мультфильмов. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания с их помощью мультфильмов. В современном мире снять мультфильм можно используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:

- рисованная анимация;

- кукольная анимация;

- пластилиновая анимация;

- песочная анимация;

- рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.)

- техники прикладного творчества;

- техника стоп - моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома и до самих юных аниматоров)

Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма.

Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма, это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а  может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах.

Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Так же в ходе обсуждения разбираются моменты связанные с фоном на котором, будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможно и замена его по сюжету все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.

Третий этап, один из самых важных и интересных, в нем юные аниматоры создают или подбирают персонажей и декорации, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. На данном этапе детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции конечного результата.

Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.

Мультстудия в детском саду это отличное решения дополнительных занятий образовательной деятельности, который будет полезен для всех детей и педагогов. И пусть, в настоящее время использование технических средств, в дошкольных образовательных учреждениях, вызывает некоторые трудности, мультипликацию стоит использовать в образовательной деятельности с детьми, помимо других средств, используемых воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...

Статья "Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников".

Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников....

Статья "Художественная литература как способ развития речи у дошкольников"

Художественная литература как способ развития речи у дошкольников...

Статья на тему "Развитие речи детей-дошкольников в игровой деятельности"

Статья из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предназначена для родителей, воспитателей дошкольных учреждений....

"размышления у парадного подъезда" статья №3 "Развитие речи у дошкольников"

Статья на тему "Развитие речи у дошкольников" Это комплекс процессов, методик и этапов в развитии детей, связанных с освоением и овладением речи( устной и письменной). Характеризующихся...

Статья "О развитии речи старших дошкольников"

Статья "О развитии речи старших дошкольников"...

Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."

В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития. Предожены конкретные задания по коррекции....