Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя Задания для логочаса в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Транспорт»
консультация по логопедии (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Рекомендации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя

Задания для логочаса в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Транспорт»

 

Лексическая тема: «Транспорт»

Понедельник

1.      Пальчиковая гимнастика

2.      Артикуляционная гимнастика

Чтобы говорить чётко и красиво

Чисто и неторопливо,

Нам нужно постараться,

В упражнениях для язычка и губ потренироваться.

- Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.

- Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),

- Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).

- Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.

- Прежде чем её мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?

- Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.

- Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).

- Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.

- И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

- На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

- Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.

- Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).

- Машина заправлена, можно ехать.

Далее упражнения выполняются в обратном порядке.

3. Подбери признаки (не менее трех признаков): автобус (какой?) — …

4. Подбери действия (не менее трех действий): самолет (что делает?) – …

5. Один – много (множественное число): машина – машины самолет — … корабль — …

колесо – … вагон — … крыло — … капитан — … водитель — … летчик — …

6. Посчитай один самолет, два …, три…, четыре …, пять … одно колесо, два…, три…,

четыре …, пять… одна машина, две…, три…, четыре…, пять…


7. Закончи предложение: Машинист – это тот, кто … Регулировщик – это… Шофер – это… Летчик – это… Пешеход – это… Пассажир – это… Кондуктор – это… Капитан – это…


8. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать») Машина из гаража … Машина к дому …
 Машина от дома… Машина в ворота…

Машина до дома… Машина с моста…


9. Выучи стихотворение «Паровоз» (пальчики здороваются с большим)

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки.

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина

10. Назови наземный транспорт, который ты знаешь (5 – 6 видов). Объясни, почему этот транспорт называют наземным.

11. Раздели на слоги следующие слова: автобус, такси, грузовик, самосвал, автомобиль. Расскажи, что из вышеперечисленного относиться к пассажирскому транспорту, а что к грузовому. Объясни, почему ты так думаешь.


12. Скажи по образцу:

• Один автобус – 5 ……….

• Одна электричка – 7…….

• Два грузовика – 8 ……….

• Один самосвал – 5…………

13. Расскажи, люди каких профессий работают на транспорте.

• Автомобилем управляет ……… (водитель)

• Трамваем ………………………...( вагоновожатый)

• Поездом …………………………..(машинист)

• Грузовиком………………………..(шофер)

• Билеты продает……………………(кондуктор)


14. Вставь предлоги:

• Грузовик едет ______ дороге.

• ____ гаража выезжает автомобиль.

• Автобус подъезжает _____ остановке.


15. Повторить предложение, четко проговаривая все слова:

МЧАТСЯ БЕШЕНО МАШИНЫ,

ПО ШОССЕ ШУРШАТ ИХ ШИНЫ.


Вторник

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3.  Прослушай внимательно, повтори по памяти: поезд, самолет, автобус, грузовик.

• Определи количество слогов в этих словах.

• Какой транспорт ты еще знаешь.

• Какой транспорт называют ПАССАЖИРСКИМ (Который перевозит пассажиров), а

какой ГРУЗОВЫМ (Который перевозит разные грузы)

4. «Назови ласково»: машина -., самолет - ., корабль - .., лодка -.., катер -.., вертолет –

5. Выучить названия транспорта: ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, МЕТРО.

6. ВЫУЧИТЬ:

• Если транспорт едет по дороге – он НАЗЕМНЫЙ

• Если летит по воздуху – ВОЗДУШНЫЙ

• Если плывет по воде – ВОДНЫЙ

• Если по железной дороге – ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (привести примеры)

7. ВЫУЧИТЬ: части машины, уметь показать их на картинке.

КАБИНА, КУЗОВ, ДВЕРЬ, ЗЕРКАЛО, ФАРА, КОЛЕСА.

8. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: МАШИНА, САМОЛЕТ, АВТОБУС

9. Скажи как я, обращая внимание на окончание.

У нас в гараже стоят (что?) легковые машины.

У нас в гараже много (чего?) легковых машин.

Мы довольны (чем?) легковыми машинами.

Мы мечтаем (о чём?) о легковых машинах.

(аналогично другие виды транспорта, записать в тетрадь).

-Скажи как я, обращая внимание на окончание.

Наша семья будет рада (чему?) одной машине, двум машинам, пяти машинам.

Наша семья довольна (чем?) одной машиной, двумя машинами, пятью машинами.

10. Назови законченное действие.

Автомобиль ехал. Ехал и наконец…                

 Грузовик ломался, ломался и наконец…

Самосвал чинили, чинили и наконец…            

 Машину собирали, собирали и наконец…

Поезд тормозил, тормозил и наконец…            

 Автобус мыли, мыли и наконец…

11. Дополни предложение несколькими определениями.

Папа купил ( какую?)____________________________________машину.

На платформе мы увидели (какой?)_______________________поезд.

Ребята ехали (в каком?)_________________________________автобусе.

Маша с мамой остановили (какое?)__________________________такси.

Славе купили (какой?)_______________________________________велосипед.

Среда

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3.      Подбери слова.

На «скорой помощи» работает врач.                     На пожарной машине работает…

На полицейской машине работает…                     На такси работает…

На поезде работает…                                              На машине работает…

4.     Вставь нужный предлог (К, ОТ, В, НА, ПОД, ИЗ).

Автобус подъехал…остановке.                              Машина выехала…гаража.

Поезд отходит…платформы.                                  Самосвал проезжает…мостом.

Электричка въехала…туннель.                               Грузовик заехал…мост.

5. Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.

- Берём каждый по машине. Теперь мы кто? (Водители).

- Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Яму … (объехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Мост … (переехали) и дальше … (поехали).

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

6. Игра «4-ый лишний». Выбери и назови лишний предмет. Объясни свой выбор.

Автобус, машина, трамвай, грузовик.

Метро, электричка, самосвал, троллейбус.

Паровоз, трамвай, автомобиль, поезд.

7. Составь предложение из слов.

-Папа, автомобиль, купил, грузовой.  Паша, на, такси, работает, маршрутном. Зашли, автобус, в, мы, новый. Красивый, нам, автомобиль, папа, подарил.

8.Составить рассказ – описание любого вида наземного или подземного транспорта.

Что это? Для чего нужен? Какой? Из каких частей состоит? Кто работает?

9. Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

10. «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

Четверг

1.      Пальчиковая гимнастика

2.      Артикуляционная гимнастика

3.      «Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

4.      «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

5.      «Что общего?» У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

6.      Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным) Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

7. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать).

Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома .... Машина в ворота .... Машина до дома .... Машина с моста ....

8. Выучить стихотворение.

Шла по улице машина, шла машина без бензина,

Шла машина без шофера, без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.

 9. Упражнение "Подбери действие к предмету".

 Поезд ( что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается … Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…

10. Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая?) - ...

Автобус (какой?) - ...

Самолет (какой?) - ...

11. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ...                Паровоз - ...                        Пароход - ...

Самосвал - ...                Самокат - ...                        Мусоровоз - …

Пешеход - …                  Ледокол - …                         Луноход - …

Автогонщик - …              Электровоз - …                     Молоковоз - … 

Цементовоз - …              Бензовоз - …

12. Кто чем управляет?

Мотоциклом - мотоциклист

велосипедом - велосипедист

подъемным краном – крановщик

такси – таксист

электричкой – машинист

кораблем – капитан

автомобилем – водитель

самолетом – летчик, пилот

13. Закончи предложение по образцу.

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

14. Упражнения на координацию речи с движениями.

Будем транспорт называть

 Раз, два, три, четыре, пять

(шагать на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят

(хлопать в ладоши)

Машина, автобус и поезд

(вращать перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет

(поднимать руки в стороны

и покачивать ими)

Корабль по морю плывет

(соединить ладошки,

изображая нос корабля).

Вы, колесики, крутитесь

 Вы, колесики, крутитесь

(быстро вращать руками

перед грудью).

Быстро, быстро, быстро мчитесь.

Раз, два, три –

Остановитесь

(перестать вращать руками).

Пятница

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения на развитие речевого слуха.

 Налили бензину.

Завели…(машину).

 Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

 Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

 Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

 Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

 Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

 Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

 Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

4. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.

 Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

5. Упражнение "Подбери предмет к признаку".

  Старый - ...                                           Новый - ...

Маленький - ...                                      Мощный - ...

Грузовой - ...                                        Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

 6. Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

 Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

7. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

 Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

8. "Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

 Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

9. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать. (без использования картинок).

самолет, лодка, пароход, корабль и т.д.

10. Составь предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам.

 Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

11. Развитие мелкой моторики рук.

Предложите детям выложить из палочек: лодку, самолет, машину. Изготовьте вместе с ребенком машины из различного материала.

12. Упражнение для развития связной речи.

 Опиши транспорт по плану.

Как называется?

К какому виду транспорта относится? (Водный, воздушный? Пассажирский, грузовой?) Какого цвета?

Какой величины?

Из каких частей состоит?

Кем управляется?

Как используется людьми?

Лексико-грамматические игры по лексической теме «Транспорт».

«Что делает?»

- поезд (что делает) – едет по рельсам;

- трамвай (что делает) – …;

- троллейбус (что делает) – …;

- велосипед (что делает) – …

«Что общего?»

• у автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;

• у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве

• у велосипеда и мотоцикла – …

Игра «Наоборот»

машина – какая?

- быстрая – медленная

- шумная – тихая

- легкая – тяжелая

- пассажирская – грузовая

- двигающаяся – неподвижная

- вредная – полезная

- огромная – маленькая

- твердая – мягкая

- мирная – военная

- гладкая – шероховатая

Игра"Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ...                Паровоз - ...                        Пароход - ...

Самосвал - ...                Самокат - ...                        Мусоровоз - …

Пешеход - …                  Ледокол - …                         Луноход - …

Автогонщик - …              Электровоз - …                     Молоковоз - … 

Цементовоз - …              Бензовоз - …

Игра «Закончи предложение .»

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

Развитие речевого слуха.

 Налили бензину.

Завели…(машину).

 Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

 Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

 Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

 Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

 Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

 Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

 Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

 ИГРА "Назови одним словом" на образование сложных слов.

 Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

 

Игра"Подбери предмет к признаку".

  Старый - ...                                           Новый - ...

Маленький - ...                                      Мощный - ...

Грузовой - ...                                        Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

 

Игра "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

 Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

Игра "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

 Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

 

"Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

 Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

Составление предложений по опорным словам.

 Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Пальчиковая  гимнастика

Я на лодочке сижу,                 -           ладони лодочкой, волнообразные движения

Молча в речку я гляжу…

Веслами машу,                        -           ладони – лодка, круговые движения большими пальцами

Еду, не спешу.

 

Будем пальчики сгибать,         -           сжимать и разжимать кулачки

Будем транспорт  называть:

Автомобиль и вертолет,         -           загибать пальцы, начиная с мизинца

Трамвай, метро и самолет.



Пять  пальцев мы в руках зажали,      показать кулачок

Пять видов транспорта назвали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда, с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и предс...

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....

Комплексно-тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Транспорт».

    Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах...