Конспект по теме : «Дом, мебель»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лиукконен Елена Викторовна

Конспект по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи в старшей группе   компенсирующей направленности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_mebel.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи

«Дом для домовенка»  

Цель: Совершенствование произносительной стороны речи, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Задачи

Образовательные:

1.Совершенствовать навыки согласования числительных существительными и прилагательными.

2.Обогащать словарный запас глаголами, существительными, прилагательными.

3.Упражнять в образовании относительных прилагательных, существительных родительного падежа множественного числа; в словообразовании, образованных за счет словосложения.

4.Закреплять употребление в речи предлогов   на, в, под, над.

5.Формирование навыков диалогической и монологической грамматически правильной речи, поощряя использование в речи предложений различной конструкции, простых, распространенных, с пространственными предлогами, сложноподчиненных.

Коррекционно - развивающие:

1.Увеличивать объем внимания и кратковременной памяти, развивать концентрацию внимания.

2.Развивать умение выделять существенные признаки предметов, используя в речи названия целого и частей, правильно выстраивая высказывание.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

2. Развивать у детей способность к сосредоточению.

Педагогические технологии, используемые в работе:

 - игровые  

- здоровьесберегающие

 - личностно – ориентированные

 - информационно-коммуникативная

Оборудование: Магнитная доска, мнемотаблица стихотворения «Мебель», техническая карта для составления рассказа, конверты с элементами частей здания, разрезная картинка стула, картинный материал с изображением мебели, комнат. Индивидуальная карточка с заданием для постройки дома.

Предварительная работа:

Наработка воспитателями необходимого словаря по теме. Разучивание пальчиковой игры «Я хочу построить дом ….» Просмотр компьютерных презентаций «Жилище», «Мебель». Экскурсия по улицам города, рассматривание зданий вокруг детского сада. Игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые игры «Дом», конструирование из бумаги предметов мебели.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте. Внимательно послушайте стихотворение и скажите какими словами мы можем назвать место, где мы живем.

1-й Ребенок: Живым существам очень трудно без дома. Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… Для шустрых и быстрых лесных муравьев в большом муравейнике пища и кров.

2- ой. Ребенок: Лиса и барсук в темных норах живут, а птицы уютные гнездышки вьют. Живым существам без жилища – беда. А людям для жизни нужны всем ДОМА

Логопед: Как можно назвать по-другому дом для человека?  Дети: (Жильё, жилище, жилплощадь, квартира, здание)

Игра «Назови чего много» с мячом.

Логопед: Вставайте в круг, сейчас мы поиграем: Я буду называть один предмет, а вы скажете, чего много?  (Дом - домов, этаж-этажей, окно- окон, лестница- лестниц, ступенька - ступенек, комната, стена, потолок, пол, балкон, подъезд, дверь).

2. Основная часть.  

Дети садятся за столы.

Логопед. Ребята, когда – то на месте нашего микрорайона были поля. А вокруг стояли небольшие деревянные дома, в одном из них жил домовенок Кузя. Затем дома снесли и построили наш микрорайон Славянка. Домовенок растерян и не знает где ему теперь поселиться. Поможем ему подыскать подходящее жилье?   Дети: Да.

Логопед. Одинаковые ли все дома? – Дети: разные.

Логопед: Чем они отличаются друг от друга? Начните свое предложение так: «Дома различаются по…» – Дети: Дома различаются по… цвету, форме, величине, количеству этажей, материалам из которого их строят, элементами (частями) которыми их украшают.

Игра «Какой будет дом?»

Логопед: Дом можно построить из различных материалов из дерева -  , пластмассы –,  бетона - ,  пластика - , камня-, бумаги - , соломы - , блоков - , бревен - , стекла -, льда - . Отвечает каждый ребенок. Например: деревянный

Игра «Этажи» 

Логопед: Ели в доме один этаж, то он будет какой – одноэтажный, два - , девять -, десять - , одиннадцать - , двадцать - ; много – Отвечает каждый ребенок, например: одноэтажный дом…

Игра «Мы сейчас построим дом» (этаж, материал, над, под)

Логопед: Давайте покажем Кузе, какие всевозможные варианты домов можно построить? (Составим модели различных домов).  Откройте конверт, найдите вот такой листок. На нем указано количество этажей вашего дома. Когда вы выложите нужное количество этажей, положите окошко на тот этаж, который написан около окна (в данный момент вы будите находиться на этом этаже). Например: мне надо построить 10 этажный дом из бревен. И разместить окно на 9 -ом этаже.

Образец высказывания: «Я построила бревенчатый, десятиэтажный дом. Я нахожусь на 9 ом этаже. Надо мной 1 этаж, подо мной 8 этажей».

Проговаривает каждый ребенок: Я построил девятиэтажный, стеклянный дом. Я нахожусь на 3 этаже. Подо мной 2 этажа, надо мной 5 этажей.

Работа с фразеологизмом.

Устойчивое выражение «Дома растут как грибы».   

Логопед: Ребята, Кузя очень удивился и сказал, что дома выросли как грибы. Что это значит – ребята? Почему как грибы?

Ребенок: это значит, что дома построены очень быстро и их много.

Логопед: Составьте предложения с этим выражением. Где могут вырасти дома как грибы?

Дети составляют предложения. (На нашей улице дома выросли как грибы. В нашем городе дома выросли как грибы. В нашей стране дома выросли как грибы.  В нашем районе дома выросли как грибы). На моей Родине дома выросли как грибы.

Физкультурная минутка: «Я хочу построить дом….» Дети проговаривают слова и показывают движения.

Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Чтоб на травке жил жучек
Бегал быстрый паучёк
Солнце было, дождик шел
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб флажок на доме был
А за домом ёжик жил.

Логопед: Кузя, ребята смоделировали для тебя различные дома. Показали, что люди живут в квартире на различных этажах. Ребята, расскажите Кузе, какие бывают квартиры. Если в них одна комната, то это..

Ребенок: ОДНАКОМНАТНАЯ квартира. А если две? -  двухкомнатная квартира. 3-; 4-, 5-, 6 -,  

Логопед: Сейчас мы для Кузи смоделируем Его бедующую квартиру. Чем необходимо наполнить квартиру? (Мебелью и бытовой техникой)

Игра «Новоселье», «Посчитай 1 – 10» - согласование сущ. прил. и числительного.

Логопед: Я вам раздам конверты. Дети расставляют предметы мебели на карточках. Логопед задает вопросы по ходу работы.  

- У тебя комната для гостей – Как она называется?  - гостиная. Какая мебель расположена в гостиной.  Реб. – у меня в гостиной находиться диван, …Какой диван (подбери красивые слова). Реб. – диван мягкий,…  

Посчитай   1 мягкий диван..    5 мягких диванОВ

- У кого комната, для детей? – как она называется – Реб. – детская. Как назвать, одним словом, мебель для детей – детская мебель. Реб – У меня детская комната и мебель в ней тоже детская

Посчитай 1 детский стул 2 – 5 детских стульЕВ

- У кого ванна? Для чего нужна ванна? Реб – в ванне стирают, моются;

Посчитай 1 большая ванна, 5 больших ваНН  

- Как называется твоя комната? – туалет (туалетная комната) –  что находиться в туалете? – сантехника, все что необходимо для уборки.

Посчитай 1 новый туалет, 5 новых туалетОВ  

- А что у тебя? Реб. – у меня кухня? Назови одним словом- мебель для кухни – кухонная, еще ее можно назвать столовой.  Что еще в кухне необходимо кроме мебели? (микроволновая печь и холодильник — это бытовая техника). Посчитай 1 кухонный стол, 2 кухонных стола 7 – кухонных столОВ. 

 - Как называется помещение, в котором отдыхают, спят? Реб. – спальня. Что это? – трюмо (тумба с зеркалом), пуф или пуфик.

Посчитай 1 круглый пуфик, 2 круглых пуфика, 5 круглых пуфикОВ

- Как называется это помещение? Ребенок – прихожая. Полка для обуви как называется – обувница, для чего нужна вешалка? – Реб.   Для того, чтобы вешать одежду.

Посчитай одна деревянная вешалка, 2 деревянных вешалки, 5 деревянных вешалОК

Разучивание стихотворения «1,2,3,4 много мебели в квартире...»

Логопед: Ребята, Кузя   знает стихотворение про квартиру и его нарисовал. Давайте послушаем и попробуем выучить.

Дети вместе с логопедом проговаривают, затем несколько детей повторяют самостоятельно.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Логопед: Ребята, Кузе очень хочется узнать где вы живете. Давайте расскажем ему. А эта схема поможет вам составить небольшой рассказ.

Логопед дает образец рассказа, затем Дети составляют рассказ по схеме:  Я живу в городе….район.. На улице ….дом номер.. корпус….квартира…. В небольшом, кирпичном, пятиэтажном доме. Я живу на … этаже, в  … комнатной квартире. У меня есть прихожая, туалет, ванна, кухня, гостиная, спальня, гардеробная. Я люблю (любимое место отдыха или игры – сидеть на диване и читать книгу).

3.Заключительная часть.  

Кузе понравились ваши дома и квартиры. Спасибо вам за помощь. Теперь он сможет выбрать  себе, понравившееся ему жилье.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД во второй младшей группе по теме: «Посуда, мебель»

Конспект ООД во второй младшей группе по теме: «Посуда, мебель»...

Конспект по теме "Украсим мебель для кукол"

Конспект по изобразительной деятельности (рисование в средней группе) по теме "Мебель"....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели»

Тема недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели» (09.12.19-13.12.19)Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о назначении мебели, ее видах, из чего она изготовлена. ...

Лексическая тема недели: «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....

Краткосрочный проект «Мебель вокруг нас» Проект по лексической теме недели «Мебель»

Краткосрочный проект «Мебель вокруг нас»Проект по лексической теме недели «Мебель»...

Ежедневное планирование образовательной работы. Тема. Дом. Мебель. Части мебели

Расширение и систематизирование представлений детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Формировать умение ...