Лексическая тема недели: «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»
материал по развитию речи

Иванова Ирина Владимировна

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Лексическая тема недели:

 «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»

 

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

 

Словарь:

 Слова-предметы:

 мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.

 

 Слова-признаки:

 деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.

 

 Слова-действия:

 покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.

 

Образование относительных прилагательных:

 

«Какая бывает мебель?»

 Из какого материала делают мебель?

 Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная

 Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная

 Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая

 Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая

 

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

 

 Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол

 Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол

 Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол

 Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол

 Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф

 Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф

 Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф

 Мебель для детей (какая?) – Детская мебель

 

Образование множественного числа существительных

«Один – несколько»

 - Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)

 стол – столы

 шкаф – шкафы

 стул – стулья

 полка – полки

 диван – диваны

 кресло – кресла

 комод – комоды

 табуретка – табуретки

 

 «Один – много» «Договори слово»

 У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).

 У меня один диван, а в магазине много … (диванов).

 У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).

 У меня одна полка, а в магазине много … (полок).

 У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).

 

«О чем ты думаешь?»

 - Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.

 Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …

 Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …

 

Образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением

 

«Большой – маленький»

 - Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.

 Большой шкаф – маленький шкафчик

 Большой стул – маленький стульчик

 Большая кровать – маленькая кроватка

 Большой диван – маленький диванчик

 

«Договори слово»

 У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики

 У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки

 У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки

 У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки

Употребление предлогов

 

«Выполни действия» «Скажи, где находиться»

 

" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .

 Куда ты положил кубик?

 – Я положил кубик на стол.

 - Я положил кубик под стул.

 - Я положил кубик в ящик.

 - Я положил кубик перед диваном.

 

" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …

 Откуда ты взял кубик?

 – Я взял кубик со стола.

 - Я взял кубик из ящика.

 - Я взял кубик из-под стула.

 

Расширение и активизация словаря

 

1. «Кто больше подберет слов»

 

Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.

 

Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в мужском, женском, среднем роде.

 

Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…

 Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …

 Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …

 

 

2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»

 

 Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

 Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

 Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

 Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

 Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

 

3. «Подумай и ответь»

 

 У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.

 У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.

 У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана

 

 

Развитие связной речи.

 

«Для чего нужна мебель?»

 

Для чего нужен шкаф?

 - В шкаф складывают одежду.

 - В шкафу хранят посуду.

 - В книжном шкафу хранят книги.

 Для чего нужен стул?

 - На стуле сидят.

 Для чего нужен диван?

 - На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.

 Для чего нужен стол?

 - На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.

 

«Наведи порядок»

 

Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.

 Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.

 Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.

 Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).

 Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.

 Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.

 

 

«Расскажи о мебели»

 

Составление описательных рассказов о мебели, её составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).

 

 План рассказа:

 Назови что это.

 Назови части.

 Из какого материала сделана?

 Для чего нужна?

 Что с ней можно делать?

 

Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.

 

«Придумай загадку о мебели»

 

Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?

Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?

 

ЗАГАДКИ

 

В раздевалке я служу,

 На весу пальто держу.

 (вешалка)

 

Под крышей – четыре ножки,

 А на крыше – суп да ложки.

 (стол)

 

С ногами, а без рук,                                                        Меня в комнате

 с боками, а без бедер,                                                    Всякий приметит,

 С сиденьем, а без живота,                                             А открыв меня,

 Со спинкой, а без головы.                                           Зиму и лето встретит.

 (кресло)                                                                                                          (шкаф)

 

В квартире нашей новый дом,                                      Я удобный, очень мягкий,

 Живет посуда в доме том,                                             Вам не трудно угадать,-

 В нем место есть и для конфет,                                    Любят бабушки и внуки

 Он называется … .                                                          Посидеть и полежать.

 (буфет)                                                                                                              (диван)

 

 

Я хозяйкам очень нужен,

 Я с посудой очень дружен

 Я посуде всякой рад,

 Называюсь я … .

 (сервант)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема недели "мебель"

рекомендации для родителей...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели»

Тема недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели» (09.12.19-13.12.19)Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о назначении мебели, ее видах, из чего она изготовлена. ...

Задания и упражнения по лексической теме недели "МЕБЕЛЬ"

Лексическая тема этой недели "МЕБЕЛЬ" .Для домашних занятий с детьми рекомендую следующие задания и упражнения!...

Лексическая тема недели "Мебель"

Лексическая тема недели "Мебель"...

Краткосрочный проект «Мебель вокруг нас» Проект по лексической теме недели «Мебель»

Краткосрочный проект «Мебель вокруг нас»Проект по лексической теме недели «Мебель»...

План воспитательной - образовательной работы на неделю с 14 - 18 февраля 2022 г. Тема недели: «Мебель – посуда. Дом, в котором мы живём». Группа: 2-я младшая

План воспитательной - образовательной работы на неделю с 14 - 18 февраля  2022 г.Тема недели: «Мебель – посуда. Дом, в котором мы живём».Группа: 2-я младшая  «Улыбка...