собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Алена Александровна

собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_22_berezka.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Актуальность.

1.Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфии и дислексии.

2.Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации.

3.Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте.

2 слайд

Характеристика дисграфии как специфического нарушения 
письма

В современной литературе термин «Дисграфия» определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает такое определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».

 

3 слайд

  Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие пять видов дисграфии:

1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме.

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при котором ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.

4.Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

Все названные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка. Эти случаи относят к смешанной дисграфии.

Данные недоразвития находят отражение в письме и чтении.

4-7 слайд

Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма.

Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

8-9 слайд ,

Направление работы: перечисление.

10-15 слайд

  1. Воспитание слуховой дифференциации звуков речи.

- слоговые ряды (повтори па-па-па-ба); 

-«Цветочная полянка» (подбор цветочков на заданный звук: с - синий цветок,з-  зеленый;

-«Послушай внимательно» (с зеленым цветочком дети ставят рядом точку, если услышат звук ,слог, слово на звук –з-, и соответственно со звуком –с- проводится работа аналогичная).

- «Проведи дорожку» (к звукам с картинками-символами).

2. Устранение звуковых замен в устной речи.

-Дифференциация звуков: «Каким звуками (звуком )отличаются ?»

16- 22 слайд

3.Воспитание простейших видов фонематического анализа слов.

- «Подумай и скажи» (определение места звука в словах),

- «Подари слова» (ребенок должен постараться определить на слух звук в произнесенном взрослым слоге, слове и поставить точку рядом с картинкой-символом).

-Звуковые схемы слов.

-«Определи место звука в слове», «Фишки», «Лабиринт».выполнение заданий по О.С.Гомзяк.

23-30 слайд

5. Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.

- правильность употребления предлогов.(перешел через дорогу) - образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов; (диванчик)

- образование глаголов при помощи приставок; (у -,при - летел)

- образование относительных прилагательных; (стакан из стекла- стеклянный стакан)

6. Обогащение словарного запаса.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря.

- Задания по Н.Э.Теремково справляются с выполнением данных задач..

31-42 слайд

4. Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

-«Штриховка по трафарету, лепка и аппликация букв»

- «Где чья тень?»

- узнавание предметов в усложненных условиях;(наложенные друг на друга фигуры)

- «Развитие графических навыков и пространственных ориентировок»

Игры на развитие воображения, зрительного внимани и памяти.

-О.С.Гомзяк «Предупреждение нарушений письма у детей подготовительной группы»

- «Веселый алфавит»

     Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...