Алалия: ранняя диагностика и коррекция. Роль и взаимодействие родителей со специалистами в процессе коррекционной работы.
статья по логопедии (младшая группа)

Никиташина Анна Александровна

В статье изложены возможные причины нарушения, способы и методы диагностики причин заболевания и сопутствующих нарушенй.

Так же в материале даны рекомендации по работе с данным нарушением.

Весь материал изложен понятным языком и будет полезным, как логопедам, так и воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Алалия: ранняя диагностика и коррекция. Роль и взаимодействие родителей со специалистами в процессе коррекционной работы.

Никиташина А.А.

Учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №32 Приморского района, Санкт-Петербург, Российская Федерация

 Говоря об алалии, вспомним, что это отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей с первично сохранным слухом и интеллектом.

К сожалению, в соответствии со сложившейся в нашей  стране  традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Но очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее, и результаты могут быть хуже, чем при ранней коррекции. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития и нарушения речи. Это нарушение процесса общения, речевой негативизм, своеобразие эмоционально волевой сферы, задержка познавательной деятельности, трудности в овладении школьной программой.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно ослабить или даже свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Происходит не столько исправление речи, сколько ее формирование, стимулируются положительные проявления и затормаживаются отрицательные. В итоге можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до школы.

Не секрет, что число детей с речевыми нарушениями постоянно растет.  И в то же время мы часто сталкиваемся с недостатком специализированных детских садов и школ, в частности для детей младшего дошкольного возраста. Как же быть, если ребенку недоступна логопедическая помощь? Кто может помочь? В первую очередь, это, конечно, родители. А если говорить точнее, то мама. Сразу после рождения ребенка мама должна отметить (вспомнить), каким был первый его крик, а так же, как развивается речь ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Какие факторы могут привести к задержке развития речи?

  1. Органические нарушения ЦНС, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания, мамой во время беременности или ребенком в период новорожденности.
  2. Генетические нарушения.
  3. Аномалии строения речевого аппарата.
  4. Сенсорные нарушения.
  5. Социальные факторы: гиперопека и гипоопека.

В своей книге, «Что делать, если ваш ребенок не говорит?», Грибова О. Е. перечисляет признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на, одному ему понятном, языке. На замечания «Скажи еще раз, лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

В случае если родители обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи, ребенку необходима помощь!

Итак, предположим, что к нам обращается мама неговорящего 2-летнего малыша, с тем, что ребенок развивается нормально, только не говорит. Понятно, что начинать с ним занятия, не выяснив причину нарушения речи, не имеет смысла. Возникает вопрос: что же делать?

  1. Задача специалиста (логопеда) – донести до родителей, что отсутствие речи – это не нормально, и данное нарушение (как правило) не возникают само по себе, поэтому необходимо всесторонне обследовать ребенка, и начать необходимо с неврологического статуса. Важно также рассказать родителям (большинство этого просто не знают) о нормах развития речи в онтогенезе.
  2. Направляем ребенка на обследование к врачу-неврологу.

Мама должна знать, какие обследования должен назначить врач: это узи ГМ (нейросонография), узи шейного отдела позвоночника, ЭЭГ, исследование вызванных потенциалов, доплерография сосудов. На основе данных обследований ребенку будет назначено лечение: физиотерапия, массаж, ЛФК, медикаментозное лечение, возможно остеопатический метод воздействия или мануальная терапия.

Важно, чтобы родители поняли необходимость проведения лечения. Это самое сложное!

  1. Начинаем логопедическую работу.

Процесс работы и регулярное проведение систематических занятий осложняется возрастом ребенка, маме (а главное и ребенку) очень сложно посещать логопеда 3-4 раза в неделю, поэтому целесообразно будет предложить маме 2-4 занятия в месяц, в режиме консультаций, для получения подробных домашних заданий на каждый день. То есть  логопед дает  инструкции, необходимый материал, обучает методике, но основная коррекционная и обучающая работы будет выполняться самостоятельно!

При темповом нарушении речи (или задержке речевого развития) основной задачей будет являться не коррекция речи, а ее формирование. И на начальном этапе полезно будет провести ребенку курс логопедического массажа.  Это будет способствовать нормализации тонуса лицевой мускулатуры, а так же повышению речевой активности ребенка. Но при этом родители должны знать, и зачастую специалист должен донести до них это: в случае если у ребенка обнаружены проблемы с развитием речи, не стоит постоянно просить его: «Скажи», «Повтори», «Назови», т.к. картина нарушения может усугубиться возникновением стойкого речевого негативизма. На данном этапе задача родителей – формировать у ребенка потребность в общении с окружающими.

Следующий этап работы — формирование навыка эхолалии (отраженной речи). Вся работа будет проходить в процессе реальных бытовых или игровых действий, и ребенок не должен даже догадываться, что с ним занимаются. Взрослый, в режимные моменты, многократно проговаривает, например, осуществляемые действия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, где исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Важно обратить внимание родителей на то, что здесь необходима наглядность. Постепенно необходимо будет увеличивать паузу между вопросом и ответом, для того, чтобы в дальнейшем ребенок пытался ответить самостоятельно.

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Также отметим, что полезно послоговое проговаривание новых слов (возможно с прохлопыванием).

Этот этап, пожалуй, один из самых сложных, и многие родители (особенно в начале работы) будут сомневаться в его эффективности. Поэтому можно рекомендовать родителям завести блокнот, в котором будут записываться слова, которые изучаются в данный момент. Время усвоения каждого нового слова индивидуально для каждого ребенка.

Как только ребенок начал повторять предлагаемые ему слова (слоги), необходимо закреплять их в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.

Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?», «Что тебе дать — чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное слово.

Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.

Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации — общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести игрушку или предмет посуды, предварительно переставив его с привычного места. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину».

Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки матери», «В гостях у куклы» и т. п.

Одновременно c формированием навыка эхолалии ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов [5], формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи.

Во время повседневного бытового общения ребенка знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, приучают  его вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Каждая инструкция должна быть повторена не более 3 раз перед ее выполнением. Для этого необходимо дать ребенку предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу, сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания.

  1. Еще 1 важное условие проводимой работы – исключить или обнаружить проблемы физического здоровья. Не будем забывать о том, что дети с ОВЗ, как правило, соматически ослаблены. И в случае если у ребенка наблюдается ЗРР, стоит обратить внимание на состояние здоровья лор-органов.
  2. Следующая задача – как только у ребенка стала появляться речь (простейшие фразы, звукоподражания) необходимо начинать занятия в группе (не более 6-8 человек), по принципу «вместе с мамой». Выполнение данного условия также необходимо для развития потребности в речевом общении, в первую очередь со сверстниками, а затем и с посторонними взрослыми.

Так, постепенно, будет формироваться и развиваться речь. И родители должны помнить, что работа всех специалистов коррекционного процесса должна быть слаженной, дополнять друг друга. Здесь, конечно, не стоит вести ребенка на занятия по обучению чтению, если он только стал повторять слова, ровно как и не имеет смысла лечить симптомы респираторных заболеваний, не выявив их причину. И следить за выполнением данного требования должна мама. Ведь именно она максимально заинтересована в положительных результатах, именно мама лучше всех знает своего ребенка, она больше всех остальных проводит с ним время и может максимально точно проследить динамику и выделить особенности проводимой работы.

Итак, в заключении отметим, какие условия необходимо соблюдать родителям для достижения высоких результатов работы и преодоления речевой патологии у ребенка.

  • Как можно раньше обратить внимание на развитие речи малыша.
  • В случае если Вы обнаружили нарушение в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам (логопеду, дефектологу, неврологу).
  • Провести все необходимые обследования, для выявления неврологических проблем и особенностей физического здоровья.
  • Принимать меры по устранению и исправлению выявленных нарушений.
  • Принимать меры по общему оздоровлению организма: закаливание, массаж, общий и логопедический.
  • Соблюдать рекомендации логопеда (дефектолога, психолога), строго выполнять все задания и инструкции, которые получаете от специалиста.
  • Верить в то, что все получиться!

Литература.

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход в коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство – Пресс, 2010г.
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? -  М.: Айрис-пресс, 2004г.
  3. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006г.
  4. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2007г.
  5. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010г.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходекоррекционной работы»...

Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...