Психология
статья по логопедии (старшая группа)

Кочнова Мария Павловна

Психология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. С. Пушкина

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра логопедии

Реферат

История психологии.

Выполнила: студентка 1 курса

заочного отделения

направление — специальное

(дефектологическое) образование

профиль — логопедия

Сальнова Мария Павловна

Проверил:

Санкт-Петербург

2016

  1. Содержание.

Введение …..................................................................................................3

  1. 1. Предмет, методы, подходы истории психологии...............................4
  2. 2. Представления о психике в эпоху Античности...................................7
  3. 3. Представления о психике в средние века....................................................12
  4. 4. Выделение психологии в самостоятельную науку.....................................14
    Заключение..............................................................................................16
    Список литературы...............................................................................................17

  1. Введение

Современная психология имеет следующие отрасли практики:

Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологический тренинг, личное, семейное производственное консультирование, телефон доверия, профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностические услуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологические службы в системе образования и т. д. В современной психологии наметились следующие основные тенденции:

1. Усложнилась структура психологии: появились новые научные отрасли  и новые сферы практического применения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практические отрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитие и вглубь (теория), и вширь (практика) Если раньше часто оспаривалось право психологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-науки прочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразования мира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самой востребованной в 21 веке.

2. Появились новые школы и направления . Идет преодоление методологического кризиса за счет дифференциации и интеграции психологических направлений. Хотя школ и направлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счет взаимопринятия научных достижений и методологических подходов.

3. Произошла деидеологизация психологии в связи с политической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ от коммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь на самые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм .

4. Появились новые проблемы, которые общество ставит перед психологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания, реклама, телевидение... .

5. Психология становится центром современного чсловекознания Академик Ананьев Б. Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию: благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всех наук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных.

6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей,

7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм и идеализм.


  1. 1. Предмет, методы, подходы истории психологии

Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки.

Методы истории психологии. Основной задачей методов истории психологии является 1) изыскание и изучение источников, а затем 2) внутренняя организация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. 1) На этапе изучения информационных источников (трудов ученых, архивов, воспоминаний об исторических персонажах, историко-социальные материалов об эпохе, художественных произведений, помогающих воссоздать дух времени) используются следующие методы: изучение архивных материалов, анализ биографических данных, интервьюирование Собранный материал часто является неполным и искаженным (например, из-за непредумышленных ошибок при переводе с языка оригинала на другой язык или из-за замалчивания стыдных фактов биографии гениев науки), следовательно, возникает необходимость предположительной реконструкции фактов прошлого. Сбор информации - лишь начальный этап. Работа, содержащая лишь нагромождение фактических данных, непроверенных, несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в обработке. 2) На этапе организации собранного материала используются следующие методы историко-теоретическая реконструкция: метод категориального анализа, анализ ссылок, т е. установление частоты цитирования научных трудов (используется для изучения связей между научными направлениями; рейтинге направлений; исследовательских проблемах, выступивших на передний план в ту или иную историческую эпоху).

Подходы к изучению истории психологии.

«Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.

Диадный подход  Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад' «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта - свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе - персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.

Парадигмальный подход . По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.

  1. 2. Представления о психике в эпоху Античности

Периодизация античной философии:

1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.

2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию мира.

3) Этап систематизации древнегреческой философии - появилось равновесие в описании мироздания и человека.

4) Эллинистский период - интерес к человеку, но не с позиций общества, а с индивидуалистической позиции; поиски путей обретения индивидуального счастья.

1. Этап натурфилософии. На вопрос: «Что есть мир?», «Какова первооснова мира?» - были даны следующие ответы: а) число, б) материальная субстанция, в) неделимый монолит, г) атомы+пустота

а) Пифагор (6 в. до н. э.) - мироздание имеет арифметически-геометрическую структуру. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют его судьбу. Нумерология. Душа - гармония противоположностей тела.

б) Многие философы той эпохи основали свои школы, по-своему определив в качестве первоосновы мира ту или иную материальную субстанцию. Фалес (6 в. до и э.) - мир - это трансформации воды, его ученики Анаксимен и Анаксимандр выбрали каждый свою первооснову: первый - воздух, второй -алейрон. Гераклит (6-5 вв. до н. э.) -мир это превращения огня, в мире заложена строгая причинность

- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.

в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.

г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц

- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».

Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.

3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель

Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.

Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.

Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического закона. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,

Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания.

  1. 3. Представления о психике в средние века

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Все концепции той эпохи были теологическими, основанными на вере в существование Бога. Но существовали моменты расхождений. Например, высказывались разные версии о сущности «универсалий» (общих понятий). Часть мыслителей считала их идеальными сущностями, реально существующими наподобие Платоновских «идей», но с христианской поправкой на то, что идеи - это создания Бога. Это направление называлось реализмом. Другие мыслители общие понятия считали лишь внешними знаками - словами, «дуновением голоса» Это направление называлось номинализмом. Основные мыслители средневековья в европейских странах Плотин (неоплатонизм) /Зв. /, Августин Аврелий (Авг. Блаженный) /4-5 в / (теория внутреннего опыта, волюнтаризм), Пьер Абеляр /12в/ («третий» взгляд на предмет спора реалистов и номиналистов). Фома Аквинский /13в/ (томизм), Уильям Оккам /14в. / (номинализм, принцип Оккама = «бритва Оккама»: «При объяснении мира не умножай сущностей без надобности»),

Основные мыслители средневековья в араб; ком мире. Ибн Сина (Авиценна) /10-11 в. / (создатель теории двух истин), Ибн аль-Хайсам (Альгазен) /10-15в /, Ибн Рушд (Аверроэс) /12 в. /. Достижения связаны с практикой внешнего опыта (психофизиология органов чувств, психофизиология эмоций, разработка идей о психике как факторе телесного здоровья, идеи о психологии развития ребенка).

  1. 4. Выделение психологии в самостоятельную науку

Предпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку:

1. Естественно-научные предпосылки: (смотри предыдущий вопрос);

2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер («социальный дарвинизм»); развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля («ментальная химия»); прочное установление в науке того времени принципа эмпиризма.

Экспериментальная психология зародилась в Германии, а не в другой европейской стране, потому что германская наука отдавала приоритет тщательному и полному сбору исследуемых фактов, опиралась на индуктивный путь познания, в то время как во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивным и математическим подходам, из-за чего даже биологию в этих странах признали наукой поздно. В 1877 году Кембридж (Англия) наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии - класть душу человека на чашу весов». В Германии было множество университетов, финансировавшихся государством, тогда как в других странах для занятий наукой необходимо было быть человеком состоятельным. Впервые экспериментальное исследование психики применили четверо немецких учены к. Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Каждый из них методом эксперимента осуществил важные научные исследования в области психических процессов Но один из этих ученых - В. Вундт (1832-1920) явился не только теоретическим, но и организационным основоположником оформления психологии в качестве формальной академической дисциплины «Когда уже родились все главные идеи, некий человек берется за их организацию, дополняет тем, что кажется ему существенным, издает и афиширует их, настойчиво утверждает их и вскоре «учреждает» научное направление». Вклад Вундта в основание современной психологии заключается не столько в его уникальных научных открытиях, сколько в его «героической пропаганде эксперимгнтализма».

3. Организационные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: создание Вундтом первой лаборатории в 1879г. в г. Лейпциге (впоследствии исследовательского института), открытие кафедры при университете, учреждение журнал. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта (изложена в книгах «Материалы к теории чувственного восприятия» 1862г., «Лекции о душе человека и животных» 1863г., «Основы физиологической психологии» 1874г.).

1. Простые психические процессы, например ощущения, восприятия, эмоции, необходимо изучать методом эксперимента с применением интроспекции (испытуемые дают отчет о своих психических переживаниях);

2. Высшие психические функции, например, мышление нельзя изучать методом эксперимента, для них подходит метод анализа продуктов деятельности.

Предметом психологии Вундт назвал «непосредственный опыт» - сознание, Он считал, что сознание состоит из отдельных элементов (ощущений и эмоций), которые, соединяясь между собой, образуют более сложные психические явления Задачи психологии Вундт видел в том, чтобы: А) путем анализа выделять в поле сознания исходные элементы; Б) установить характер связи между ними; В) найти законы этой связи. Психологическое направление, разрабатывающее Вундтовский подход к исследованию психики, получило название «структурная психология» (структурализм). Вундт в начале своей научной карьеры разрабатывал «первую ветвь психологии» - экспериментальную, а в конце своего научного пути (1900-1920 гг.) осуществил свой план работы над «второй ветвью» - отследил стадии развития человеческих психических процессов в культурно-историческом аспекте, анализируя такие «продукты деятельности», как язык, мифы, искусство, социальные устои, законы, мораль Значение теоретического и экспериментального наследия Вундта в современной науке оцениваются не очень высоко. Но Вундт явился учителем очень многих крупных психологов, приезжавших к нему в Лейпциг из всех уголков мира, в том числе из Америки и России.

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).

  1. Заключение

В заключение рассмотрим значение истории психологии.

1. Помогает понимать современные теории. «Без истории предмета нет теории предмета».

2. Помогает создавать новые теории в ходе «творческого диалога с прошлым».

а) знание конкретного материала, накопленного наукой, во-первых, предупредит опасность «изобретения велосипеда» и, во-вторых, создаст исходные предпосылки для планирования новых исследований;

б) новые теории продолжают линию развития научной мысли, следовательно, для их появления необходимо знакомство с логикой научных построений предшественников;

в) движение научной мысли совершается по восходящей спирали, поэтому современные теории зачастую являются возвратом на более высоком витке к идеям далекого прошлого («новое - это хорошо забытое старое»).

3. Знакомя с творчеством гениальных мыслителей, формирует установку на творчество и научный поиск.

4. Осмысление трактовок психики как инструмента познания способствует развитию гносеологии (науки о познании).

5 Поведение людей и их жизнедеятельность зависит от их представлений о сущности психики, поэтому знание истории психологии да; т ключ к пониманию людей прошлых эпох.

6. Знание научных дискуссий прошлых эпох о предмете психологии позволяет в настоящее время отстаивать ее место в системе наук, опровергать мнения о ненужности психологии, о ее тождественности с физиологией высшей нервной деятельности.

7. «История более полезна, она полна мудрости» писал в 15 веке один из философов-гуманистов, подчеркивая образовательно-нравственное значение исторических дисциплин.

  1. Список литературы

1. Андреева А.Г. Социальная психология. – М., 2007.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М.: Просвещение, 2008.

3. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа 2003 г.

4. Немов. Психология. - М. 2005.

5. Общая психология /Состав. Е. И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2005.

6. История психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.

Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества, ведущего н...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....