Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ. Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Отработка правильного произношения звука "Р" в предложениях и чистоговорках. Составление предложений с заданным словом. Укрепление мышц орального праксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv._zan._po_avtom._z._r.docx74.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Автоматизация звука «Р»

Задачи

Коррекционно - образовательные:

  • формировать у детей чёткие, энергичные движения губ и нижней челюсти;
  • укреплять мышцы орального праксиса;
  • закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
  • совершенствовать умение использовать в речи полные предложения;
  • отрабатывать  правильное произношение звука «Р»;
  • произносить звук «Р» в предложениях, чистоговорках;
  • совершенствовать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами.

Коррекционно - развивающие:

Развивать:

  • артикуляционную моторику;
  • психические процессы: зрительное, слуховое внимание, сосредоточенность, память, мышление;
  • фонематическое восприятие;
  • направленность воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные задачи:

  • воспитывать взаимопонимание;
  • самостоятельность.

Регулятивные:

  • управлять своей деятельностью;
  • давать объективную оценку своим ответам;
  • участвовать в прогнозе на будущее.

Материал
Демонстрационный:

  • фигура девочки;
  • ноутбук;
  • счётные палочки;
  • презентация «Автоматизация звука «Р» (с заданиями и игровыми упражнениями);
  • схема для проведения рефлексии.

Раздаточный:

  • кусочек ваты;
  • дневник для оценивания своих ответов;
  • звёздочки для оценивания;

Форма организации детей на занятии: индивидуальная (1 человек).

Сценарий проведения  

  1. I. Организационный момент:

- У нас сегодня гости (учитель -  логопед выставляет фигуру девочки).

- Кто это? (Девочка Саша).

Проблемная ситуация

- Наша гостья собирается в школу, но её речь не всегда понятная и чёткая. Дело в том, что Саша не всегда произносит звук «Р» в речи.

- Как можно ей помочь? (Ответ ребёнка)

- Ты хочешь ей помочь? (Ответ ребёнка)

- Почему ты хочешь ей помочь? (Ответ ребёнка)

  1. II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика (Слайд №2)

- Перед тем, как начать учить Сашу правильно называть и произносить звук «Р», я предлагаю немного размять наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

  •  «Маляр» - улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла.
  • «Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
  •  «Лошадка» - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
  • «Дятел» - рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро, стучать языком и произносить: Д-Д-Д....

   2. Игровое упражнение «Придумай предложение с заданным словом» (Слайд №3)

Предложенные слова: ракета, забор, сковорода, радуга, корзина, ружьё.

3. Произнесение чистоговорок со звуком «Р» (Слайд №4)

Ра – ра – ра – за мостом стоит гора

Ро – ро – ро – потерял петух перо

Ры – ры – ры – у ребят в руках шары

Ру – ру – ру – мышка спряталась в нору

Ар – ар – ар – горячий самовар

Ор – ор – ор – спелый помидор

4. Дыхательное упражнение «Фокус» (Слайд №5)

Ребёнок сдувает кусочек ваты, высунув изо рта язык в форме «чашечки».

5. Игровое упражнение «Вопрос – ответ» (Слайд №6)

- Какое домашнее животное даёт человеку молоко? (Корова даёт человеку молоко).

- Кто живёт в воде? (В воде живёт рыба).

- Как называется цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками? (Цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками называется ромашка).

- Что надевают зимой на руки? (Рукавицы надевают зимой на руки).

- Как называется маленькая лошадка в полоску? (Маленькая лошадка в полоску называется зебра).

(Учитель – логопед напоминает мальчику о том, чтобы ответ был полным).

Повторение стихотворений со звуком «Р» (Слайд №7)

  • К нам во двор забрался крот.

    Роет землю у ворот.

   Тонна в рот земли войдет,

    Если крот откроет рот.

  • Носит мама – кенгуру

В теплой сумке детвору.

И ребятки кенгурятки

Целый день играют в прятки.

  • Есть у Раи огород,

Там морковка и горох,

Справа огород Федоры.

В основном там помидоры.

Упражнение «Выложи по образцу» развитие мелкой моторики (Слайд №8)
- Саша принесла картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы

(картинка на слайде). Выложи предметы из палочек  по образцу.
Картинки: морковь, забор, ракета.

Игра «Путаница» (Слайд №9)

- Исправь Сашу, если она перепутает слова в конце предложений.

  • Расцвели на клумбе……. (козы)
  • В  огород забрались  ……(розы)
  • Ползает у речки………… (мак)
  • Расцветает в поле ……….(рак)
  • Я возьму от сыра …………..(кошку)
  • Угощу я нашу ……………(корку)
  1. Рефлексия

- Кому ты сегодня помогал (ла)?

- Оцени свою работу в дневнике (учитель – логопед обращает внимание ребёнка на схему оценивания).

Характеристика цветовых оценок при проведении самооценки:

Похожее изображение

- добилась результата самостоятельно, без ошибок.

Похожее изображение

    - добилась результата с помощью взрослого, допустила  ошибку (ошибки) .

Похожее изображение

                                 - не смогла добиться результата.

  1. Прогноз на будущее

- Чему бы ты ещё хотел научить Сашу? (Ответ ребёнка)

- Я поддерживаю твоё предложение о то, чтобы..........?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах              Учитель-л...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествуем по Азбуке" (автоматизация звука [Ж])

Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш

Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата- развитие фонематического слуха- развитие навыков звукового анализа- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных- авто...

Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...

Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )

Занятие  в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...