Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Зырянова Татьяна Владимировна

Занятие  в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинками"(Автор Лебедева И.Л.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план индивидуального занятия с детьми средней группы «Путешествие по сказкам»

(Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях)

Цель: Создание условий для закрепления правильного произношение звука  [Л] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающая: уточнить и закрепить произношение звука [Л] в слогах и словах, учить произносить звук [Л]  в предложениях;

Коррекционно - развивающая: развивать артикуляционную моторику,  фонематическое восприятие, правильное речевое дыхание, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, умения соблюдать правила игры;

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда: картинки для проведения артикуляционной гимнастики «Путешествие в сказку», иллюстрации к сказкам «Горшочек каши», «По щучьему веленью», «Теремок», набор картинок со звуком [Л]  для игры «Спасалка», набор картинок со звуком [Л]  для игры «Строим домики», два воротника «Цветок», игрушка Пчелка, бумажные жучки, макеты домиков для игры «Строим домики», игральный кубик, фонарик, бумажные лукошки с вклеенными картинками со звуком [Л]  

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Планируемые результаты: Дети научаться четко произносить слова со звуком [Л] в разной позиции (в начале слова, в середине, в конце), сформируют первоначальное умение произносить звук [Л]  в простых, повторяющихся фразах, продолжат развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание (силу выдоха), продолжат формировать умение соблюдать правила игры.  

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание  деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

  1. Игра на внимание «Что не так?»

Логопед: Послушайте, что я скажу: ПропаВа воВшебная паВочка. Что не так?

 Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук «Л»

Проговариваем артикуляционный уклад звука «Л»

Основной

  1. Артикуляционная гимнастика «Путешествие в сказку»

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери.                       Широко открыть рот

Вы туда без труда попадете        

На волшебном ковре самолете.                Упражнение «лопатка»

На летучем большом корабле                   Упражнение «чашечка»

Или с Бабой Ягой на метле                        Упражнение «часики»

На плоту по молочной реке                        Упражнение «лопатка»

И верхом на Коньке-Горбунке                    Упражнение «лошадка»

Можно в сказку взлететь на Жар-птице    Упражнение «качели»

Можно на Колобке закатиться                    Упражнение «хомячок»

Можно въехать, как Слон на Еже               Пожевать язык, глаза закрыть

Ой, мы, кажется в сказке уже!

  1. Сказка «Горшочек каши». Игра «Доскажи словечко»

Логопед демонстрирует иллюстрацию, просит назвать сказку.

 Помогите мне рассказать эту сказку: доскажите слова.

В горшке каша закипе…,

Зашипе…, запыхте…,

Крышечку приподня…,

И наружу пополз…,

Со сто…, потом со сту…,

Потихоньку соскользну…,

Дотянулась до уг…,

Всю квартиру зали…,

Осторожно дверь откры...,

По ступенькам покати…,

По дороге поплы…,

Риту каша обожг…, (имя игрока)

Я упа…, а как вста…

Словно «кашной бабой» ста…,

Феде каша в рот вполз…,(имя игрока)

И в карманы затек…,

В рукава к нам забежа…,

И стекать по пальцам ста…,

Весь наш город зали…!

Чудеса! Ну и де…!

  1. Игра «Спасалка»

На столе разложены 16 перевернутых картинок.  Логопед объясняет детям, что картинок не видно, потому что они залиты манной кашей, предлагает спасти предметы. Дети по очереди шагают пальчиками по картинкам, приговаривая:

Ла-ла-ла, я (переворачивает картинку и называет ее) спасла.

Ал-ал-ал, я (переворачивает, называет) достал.

  1. Логопед: В этой сказке мы доброе дело сделали, предлагаю отправиться в другую.

Двери настежь распахни, сказка ждет нас впереди. Рот открыть широко

Фея улыбается, сказка начинается                             «Улыбка»

Трубачи, во всю трубите!

Всех вы в сказку прозовите !                                        «Дудочка»

Рыбка в сказке той живет,

Открывает рыбка рот!                                                   «Рыбка»

Ротик открывает,

Желанья исполняет!

Сказка «По щучьему веленью». Игра «Помоги Емеле»

Логопед демонстрирует иллюстрацию, просит назвать сказку

Целую неделю без дел сидел Емеля

Все зевал, да зевал,

Рот широко раззевал.

Вдруг… не ведал, не гадал,

Как зубами звук поймал.

А звук то был не простой, а волшебный звук «Л»!

- Отпусти меня, Емеля, я любое твое желание исполню

-Хочу, чтобы все батюшкины поручения сами собой выполнялись!

-Так тому и быть, только ты в конце каждой батюшкиной просьбы звук «Л» добавляй. Приказал батюшка: « Рыбы налови!» Емеля тут же звук «Л» пропел, получилось «налови-л». И в тот же миг в ведре огромные рыбины хвостами забили. А у батюшки уж новые поручения готовы. Поможем Емеле чудеса творить?

Воду с речки наноси -…Л

Тесто в кадке замеси - …Л

За грибами в лес сходи -…Л

В стадо телку проводи - …Л.

Кашу манную свари - …Л.

Колыбельку смастери - …Л.

Дров побольше напили - …Л.

И капусты насоли - …Л.

Жарче печку натопи - …Л.

В лавке пряников купи - …Л.

Травку свежую скоси - …Л.

Братца к лекарю свози - …Л.

Чудеса, да и только!

  1. Самомассаж лица и шеи «Цветы»

Логопед: В сказках может случится любое волшебство. Можно, например, в кого то или во что-то превратится. Предлагаю вам превратится в цветы.

Крутимя, говорим заклинание:

Калды-балды, покрутились,

Калды-балды, превратились,

Калды-балды, мы в цветочки,

Золотые лепесточки.

Логопед одевает детям воротники из лепестков.

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки              Постукивание лица подушечками пальцев

А прожорливые мошки

Объедают понемножку             Пощипывание

Мухи возле нас снуют,

 Больно крылышками бьют.            Похлопывание

Паутиной, как веревкой,

Нас паук опутал ловко.              Рисуем клеточки на щеках

Вот как нас обидели                 Разглаживание от носа к щекам

Разные вредители!

Но хозяюшка-пчела    Легкое поглаживание от середины лба к вискам,

Вредных мошек прогнала!        Вниз по щекам, подбородку, шее

И за это пчелке в дар

Отдадим мы свой нектар.

  1. Игра «Отгони вредителей»

Логопед: Пчелка нам помогла, и мы ей поможем – отгоним вредителей от цветочков.

На столе наклеены цветы, на которых сидят «вредители» (бумажные жучки оригами), логопед предлагает сдуть жучков в корзинку.

  1. Арикуляционно-пальчиковая гимнастика «На машине мы поедем»

Логопед предлагает детям  отправиться в следующую сказку.

На машине мы поедем                    (упр-е «машинка»)

На лошадке мы поскачем                (упр-е «лошадка»

Мы пешком пойдем по кочкам     (пальчиками шагаем по столу)

Мы понюхаем цветочки                (вдох – носом, выдох – ртом)

Мы посмотрим, где деревня        (упр-е «бинокль»)

Но мешают нам деревья      ( упр-е «Деревья: ладони – крона, предпечья - ствол»)

Мы деревья обойдем

И к домику придем.             (упр-е «домик»: соединить ладони над головой)

Что за домик?

8.        Сказка «Теремок». Игра «Строим Теремок»

Логопед спрашивает, кто в Теремочке жил, кто Теремок сломал.

Предлагает построить новый Теремок.

Перед детьми макеты Теремков и банк картинок со звуком «Л».

Дети по очереди бросают кубик и берут картинки из банка согласно показаниям кубика. Если на кубике выпадает «3», домик рушится: «выпадает тройка, рушится постройка». Побеждает тот, кто домик построит первым.

  1. Пальчиковая гимнастика «На полянке Теремок»

На полянке теремок               Соединить ладони над головой

Дверь закрыта на замок.       Упр-е «Замок»

Из трубы идет дымок.          Соединить большие и указательные  пальцы колечком, колечки  сцепить      

Вокруг терема – забор,       Пальцы прижаты друг к другу

Чтобы не пробрался вор     Погрозить  пальцем

Тук-тук-тук тук-тук-тук!   Постучать кулачком по ладони

Открывайте, я ваш друг!   Одна ладонь «обнимает» другую

10. Игра «Что Волк в лукошке принес»

Логопед: Теремок построен, всем места хватит. Стали звери в Теремке жить-поживать, да добра наживать. Взяли звери каждый по лукошку и в магазин пошли. Только Волк дома остался, с волшебным фонариком заигрался. Пришли звери из магазина домой, поставили лукошки в сенях. А Волку любопытно, что звери купили, взял Волк свой волшебный фонарик и пошел в сени. Что увидел Волк в лукошке?

Дети с помощью фонарика рассматривают каждое лукошко ( на картинку с лукошком приклеена картинка с предметом, который виден только на просвет фонарика) и составляют предложение «Волк в лукошке увидел…»

В последнем лукошке лежит волшебная палочка.

Рефлексивный

Логопед: Вот и палочка волшебная нашлась. И сказать об этом мы сможем без ошибок.

В каких сказках мы побывали? В какие игры поиграли? Что было самое трудное? Самое легкое? Самое интересное?