Диагностика детей раннего возраста
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя группа)

Наталья Васильевна Попова

Материал содержит основные маркеры диагностики детей раннего возраста (2-4 года) по основным видам детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА  (2-4 Г.) составленная по материалам  Титовой Ю.О. из сборника «Практическая нейропсихология» под ред. Ж.М.Глозман

деятельность

2-2,5 г.

2,5 – 3г.

4г.

Социальное развитие

*Ребёнок некоторое время в начале диагностики может оставаться с родителем, но затем его внимание переключается на новые игрушки и предметы. Возможны неспецифические действия с предметами (не по назначению), если ребёнок исследует игрушки для детей более старшего возраста.

*Концентрация внимания на игрушках 6-7 минут.

*Использует разнообразные средства общения со взрослым.

*Самостоятельно ест ложкой и пьёт из чашки. *Самостоятельно раздевается, одевается с некоторой помощью взрослого/ *Cвоевременно просится в туалет.

*Может самостоятельно организовать свою предметно-игровую деятельность, используя игрушки по назначению.

* Концентрация внимания на игрушках 8-9 минут.

* Комбинирует разнообразные средства общения адекватно ситуации.

*Самостоятельно и аккуратно принимает пищу, пользуется туалетом, снимает и надевает одежду, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки с помощью взрослого.

* Самостоятельно играет игрушками по возрасту.

*  Концентрация внимания на игрушках более 10 минут. *Расширяет диапазон речевых средств.

*Все навыки полностью сформированы, хотя может потребоваться помощь взрослого в завязывании шнурков.

Когнитивное развитие

*Различает до 4-х геометрических фигур и  правильно соотносит их с соответствующими прорезями, действуя при этом путём проб и ошибок.

* Подбирает по образцу и слову взрослого 3-4 контрастных цвета, самостоятельно группирует предметы по цвету при выборе из двух.

*Складывает пирамидку с учётом величины колец с подсказкой взрослого.

*С подсказкой (с опорой на целую картинку) и без подсказки взрослого складывает двухчастную предметную картинку.

*Правильно соотносит около 5 геометрических фигур.

*Группирует предметы по цвету при выборе из 4-х, называет основные цвета.

*Самостоятельно собирает пирамидку путём проб и ошибок.

*Может собрать предметную картинку из 3-х частей.

*По образцу может сориентировать предметы в пространстве относительно друг друга с помощью взрослого, например, посадить перед мишкой в игрушечном поезде куклу, а за мишкой зайчика; поставить чашку на стол, а мячик положить под стол.

*Различает, называет и соотносит 6 геометрических форм, дифференцирует цвета и оттенки, называя 6 основных цветов.

*Складывание пирамидки не вызывает затруднений.

*Складывает разрезную картинку из 4-х частей, многие с небольшой подсказкой взрослого собирают пазлы.

Речевое развитие

*Хорошо понимает и выполняет простые инструкции взрослого, типа «Дай мне!», выполняет двухступенчатые просьбы («Подними мишку с пола и положи его на стол»), узнаёт и показывает на картинках не менее 5 знакомых предметов, 3-4 правильно называет.

*Показывает и правильно называет2-5 знакомых реальных предмета, правильно показывает 3 части тела, называет и озвучивает около 3 животных, понимает несложный сюжетный рассказ по картинке и отвечает на вопросы взрослого, типа: «Где домик мишки? Куда он пошёл?». В активной речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», которые ребёнок задаёт при провоцирующем поведении взрослого типа спрятать игрушку и т.п.

*Двухсловные, а к 2,5 годам трёхсловные предложения.

*Лепетные облегчённые слова постепенно уступают место правильно произносимым.

*Общий словарный запас достигает 200-300 слов.

*Понимает сюжетный рассказ без опоры на картинку и отвечает на вопросы, понимает значение некоторых глаголов.

*Может назвать 10-15 предметов, изображённых на картинках, показывает части тела и лица (в том числе щёки, подбородок, брови).

*Активная речь обогащается вопросами «Почему?», «Когда?».

* Говорит многословными предложениями, употребляя местоимения «Я», «Мне», «Тебя».

*Общий словарный запас 500-1000 слов.

*Хорошо понимает сюжет сказки, знает количественные понятия (много, один, мало).

*Знает времена года, ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер), знает наизусть несколько детских стихотворений.

*В речи использует вопрос «Зачем?».

*Может составить рассказ по сюжетным картинкам при наводящих вопросах взрослого.

Двигательная сфера

*Перешагивает через препятствия, расположенные на расстоянии 20-28 см от пола, может обойти расставленные кегли.

Кидает мяч средних размеров, подпрыгивает, отрывая обе ноги от пола.

*При исследовании мелкой моторики может сложить шарики в банку, нанизывает крупные бусины на шнурок, может правильно скопировать рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

*Может самостоятельно простоять на одной ноге несколько секунд, придерживаясь за перила.

*Подняться на несколько ступенек, ставя по одной ноге на каждую ступеньку.

*Ловит мяч обеими руками с небольшого расстояния.

*Ездит на трёхколёсном велосипеде.

*Откручивает и закручивает крышки, аккуратно строит башню из 8-ми кубиков, по назначению использует мозаику, может сделать несколько надрезов ножницами, разорвать бумагу движением рук в противоположные стороны. После показа рисует круг и человечка – «головонога».

*Работа рук и ног становится полностью координированной. При прыжках в высоту ребёнок приземляется на полусогнутые ноги. По лестнице поднимается и спускается взрослым шагом. Появляется умение сдерживать свои движения по сигналу (остановиться, замереть).

*Мелкая моторика достаточно хорошо развита, т.е. ребёнок правильно держит карандаш, имитирует пишущие движения.

Конструктивная деятельность Для диагностики применяется набор деревянного или пластмассового строительного материала, сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (животные, человечки, машинки и т.д.), палочки (можно счётные). Ребёнку предлагается построить дорожку, башню, поезд, стол, лесенку, гараж, арку, мост, домик, кресло, забор; с помощью палочек выложить на столе простую плоскую фигуру (треугольник, квадрат, домик и т.п.). для придания постройкам сюжетного характера используются сюжетные игрушки.

Может самостоятельно построить башню по речевой инструкции. После показа взрослым строит по образцу дорожку, поезд с трубой, с небольшими затруднениями – стол и лесенку. Дети с адекватной мотивацией заинтересованы в достижении положительного результата, их действия носят целенаправленный характер.

Может построить по образцу несложные сюжетные перекрытия (мост, арку), с небольшой помощью взрослого – домик и диванчик.

Строит забор из вертикальных брусков, кресло; по образцу или подражанию может выложить из палочек несложную плоскую фигуру (треугольник, квадрат, домик). Действия ребёнка носят целенаправленный характер, иногда появляется предвосхищение дальнейших действий взрослого (если ребёнок понял принцип постройки, то он в состоянии завершить её без показа взрослого).

Изобразительная деятельность

*Ребёнок рисует вертикальные (дождик, ниточки воздушных шариков) и горизонтальные (дорожка) штрихи, линии по образцу.

*С помощью красок может делать небольшие мазки (листья на деревьях).

Самостоятельно рисует вертикальные и горизонтальные линии, после показа изображает круг, дом, человечка – «головонога».

Может самостоятельно нарисовать круг, совместно со взрослым может выполнить чередование различных линий (волнистая, с точками и т.п.), продолжить рисунок взрослого.

Игровая деятельность

Игра начинает носить сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность событий из окружающей жизни (кормит куклу, идёт с ней гулять, катает на машине, затем укладывает спать).

Появляются элементы ролевой игры. Ребёнок начинает использовать предметы – заместители, на которые переносит способ действия с реальными предметами, например, использует палочку от пирамидки в качестве пистолета, карандаш в качестве расчёски и т.п.

Игра носит сюжетно – ролевой характер, большое значение начинают приобретать правила (развиваются регуляция и контроль деятельности). Например, ребёнок самостоятельно (или, в случае необходимости, по наводящей инструкции взрослого) обозначает место под стулом как «гараж», после каждого «выезда» ребёнка на мяче – «машине» он ставит мяч в «гараж» (сначала по инструкции взрослого, затем по условному сигналу об окончании игры в «машину»).

Дополнительные –нейропсихологические методы диагностики  (для выявления возможных отклонений)

Простые пробы на динамический праксис, праксис позы пальцев, зрительный гнозис, слухо-речевую и зрительную память, мышление.

Динамический праксис, двигательная память, оральный праксис и праксис позы пальцев, зрительный и пространственный гнозис, слухо – речевая и зрительная память, понимание логико – грамматических отношений, мышление

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-4 Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детей раннего возраста

Представлена диагностика детей раннего возраста  по Печоре....

диагностика детей раннего возраста

Психологическая диагностика детей - это ключевой и необходимый этап, позволяющий адекватно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности, характер, темперамент и своевременно ...

Диагностический материал (диагностика детей раннего возраста)

Протоколы, бланки, методические рекомендации по проведению диагностики детей раннего возраста. В своей работе я использую материалы К.Л.Печоры, Е.О.Смирновой, Е.А.Стребелевой....

Диагностика детей раннего возраста в детском саду (инструментарий)

Диагносческий инструментарий исследования детей раннего возраста в условиях доу (нервно-психическое и познавательное развитие, уровень адаптированности у детскому саду)....

диагностика детей раннего возраста презентация

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка....

Диагностика детей раннего возраста 2 - 3 года

Индивидуальная карта развития дошкольника...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста....