" Детский тимбилдинг как средство развития коммуникативных навыков для успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в среду сверстников".
статья по логопедии

Эмоциональное  благополучие детей с ОВЗ в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений и навыков сотрудничества,

толерантность через технологию  " детский тимбилдинг". Детский тимбилдинг - это способ. благодаря которому  в коллективе дети сближаются и 

выстраивают отношения между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oskolkina_o.v._tezisy.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский тимбилдинг как средство развития коммуникативных навыков  для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в среду сверстников»

Осколкина Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

  • секция «Практики инклюзивного образования в условиях дошкольных образовательных организаций»

Актуальность: ФГОС ДО направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Ведь от успешного акта коммуникации зависит сам процесс социализации, который позволит ребенку с ОВЗ получать собственный жизненный опыт. С каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, для которых характерны следующие особенности развития коммуникативных навыков (словарь ограничен и не полноценен, широкое использование простых средств невербального общения (мимика, взгляды), для детей с ОВЗ характерно замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь).Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Цель нашей работы - эмоциональное благополучие детей с ОВЗ в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений и навыков сотрудничества, толерантность через технологию «детский тимбилдинг». Детский тимбилдинг – это способ , благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают отношения между собой.

У нас сложилась система работы по формированию коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ с целью его интеграции в среду нормально-развивающихся сверстников через детский тимбилдинг. Ведущая роль в данной технологии отводится объединяющим играм детей. Они способствуют воспитанию у детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, развивают тактильное восприятие, интерес к партнеру по общению.

Основные принципы организации  игр.

  • Игра должна быть подобрана грамотно, в соответствии с индивидуальными потребностями, с учетом  индивидуальной коммуникативной активности ребенка с ОВЗ.
  • Анализ используемых в процессе общения неречевых средств, невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты).
  • Анализ речевых средств, уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).

Мы выделили этапы развития навыков общения:

1 этап - освоение элементарных форм сотрудничества (младшая и средняя группа)

Задача№1: вызвать интерес к партнеру по общению

Средством является игры социально-нравственной направленности (Пожелание», «Чей голосок?», «Ласковое имя», «Угадай, кто это?»

Задача №2: развивать умение вступать в контакт и вести диалог

Игры: «Как говорят части тела?», «Вопрос-ответ»,  «День наступает, все оживает», «Ручеек», «Рисунок на спине»

2 этап - освоение правил взаимодействия со сверстниками в процессе сотрудничества

(старшая группа)

Задача: развитие способности к согласованности действий с партнером.

Игры: «Удержи предмет вместе», «Руки-ноги», «Змейка»

Задача№2: развитие способности к согласованности действий с партнером.

Игры: «Эхо», «Возьмемся за руки, друзья!»,

3 этап - самостоятельный выбор детьми формы организации для достижения результата

(подготовительная группа)

Задача№1: сплотить детский коллектив

Игры: «Танцы на газете», «Квадрат», «Встаньте те, кто…»

Задача№2: совершенствование умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам

Игры: «Коридор приветствий», «Заколдованная тропинка»

Наш выпускник с желанием  вступает в общение, успешно участвует в коллективных делах, умеет уладить конфликт, уступить или настоять на своем,  адекватно выполняет правила, предложенные взрослыми, заботливо относится к миру чувств людей и предметному миру, владеет адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...

Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков

Коммуникативные игры направленына развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы....