Двигательная активность в специально-образовательной деятельности:логоритмика
статья по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Логоритмические занятия помогают улучшить важнейшие навыки:повышается ловкость, улучшается крупная и мелкая моторика, улучшается мимика, интонация и темп речи, развиваются творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность в специально-образовательной деятельности: логоритмика

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.                                                                                                                                      .Логоритмические занятия помогают  улучшить важнейшие навыки:

- повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;

 - ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;  

 -  улучшаются мимика, интонация и темп речи;

 -  развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;

 - раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;

 - развивается координация, переключаемость движений;

Логопедическая ритмика включает в себя:

 - ходьбу в разных направлениях

 - упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

 - упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание

 - речевые упражнения без музыкального сопровождения

 - ритмические упражнения

 - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа

 - упражнения на развитие мелкой моторики

В логопедической работе я активно применяю метод биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Выполняя артикуляционные упражнения, ребёнок сопровождает их движениями одной или обеих рук. Данный метод способствует улучшению координации движения и речи, развивает крупную, мелкую и артикуляционную моторику, синхронизирует работу полушарий головного мозга.

В коррекционной работе я  использую  разработки В.Емельянова, М.Картушиной. Фонопедические упражнения помогают развивать речевое дыхание, силу и высоту голоса, помогают координировать голос с движением, корректируют произношение звуков и голосовые сигналы доречевой коммуникации.

На занятиях предлагаю  детям упражнения на развитие дыхания с добавлением речевого материала. Сначала это слоги и словосочетания с гласными звуками, затем слова и предложения. Используем приём наращивания фраз. Данные упражнения формируют у детей умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания фраз.

 В практике логопедической работы использую приемы массажа.

 Игровой массаж  позволяет разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

В логопедической практике я применяю элементы самомассажа с использованием массажных мячиков. Шипы на его поверхности воздействуют на нервные окончания , улучшают кровообращение, повышают общий тонус. Данные упражнения  улучшают навык  координации  движения пальцев рук, делают их более точными и целенаправленными. При проговаривании стихов одновременно с движениями пальцев рук  речь ребёнка становится ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы развивает на слуховое восприятие.

Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Элементы логоритмики с использованием кинезиологических упражнений мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Ритмичное изменение положений рук с музыкальным сопровождением  улучшают  двигательную активность ребёнка,  мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.

Активно применяю в логопедической работе кинезиологические дорожки, где дети разучивают не только определенные движения пальцев рук с постепенным усложнением, но и одновременно выполняют упражнения с проговариванием чистоговорок, скороговорок. Считаем, что данное пособие эффективно влияет не только на работу мозга, но и на весь организм в целом.

 Вывод

Таким образом, логопедическая ритмика направлена:

на всестороннее развитие ребёнка,

совершенствование его речи,

овладение двигательными навыками,

умение ориентироваться в окружающем мире,

 на понимание смысла предлагаемых заданий,

способность преодолевать трудности,

творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

»Двигательная активность в специально-образовательной деятельности: Логоритмика».

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тя...