Развитие лексико -грамматических категорий.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

«Формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Лексическая тема: «ХЛЕБ».

Развитие лексико -грамматических категорий

1. Беседа с ребёнком: Спросите у ребёнка: Откуда хлеб пришел? − Из магазина. А в магазин как попал? − Из пекарни/хлебозавода. Что делают в пекарне? − Пекут хлеб. Из чего? − Из муки. Из чего мука? − Из зерна. Откуда зерно? − Из колоса пшеницы. Откуда пшеница? − Выросла в поле. Кто ее посеял? − Хлеборобы.

2. «Подбери признак»

Хлеб какой? – пшеничный, полезный, ароматный, ржаной, пышный, аппетитный, свежий, хрустящий, поджаренный, мягкий, душистый, пропечённый, вкусный, пахучий, сухой, поджаристый, чёрствый и т.д.

Пироги какие? – вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные и т.д.

3. «Называть профессии и действия»

Работает на тракторе − тракторист. Вспахивает, рыхлит.

Пашет землю − пахарь. Сеет, пашет, косит, удобряет.

Работает на комбайне − комбайнер. Срезает колосья, обмолачивает.

Выращивает хлеб − хлебороб. Растит, ухаживает, собирает, убирает.

Производит муку – мельник. Мелет, хранит, продаёт.

Выпекает хлеб – пекарь. Стряпает, печёт, выпекает, готовит.

4. «Назови по образцу»

ватрушка – нет ватрушки – нет ватрушечки                 батон – нет батона – нет батончика

сухарь                 зерно                        колос                буханка                кекс

5. «Из чего какой?» образование признаков предметов

Квас из хлеба (какой?) – … хлебный                 Хлопья из овса (какая?) – … овсяные

Мука из пшеницы (какая?) – … пшеничная         Поле из ржи (какое?) – … ржаное

6. «Чего нет?» 

Пшеница – нет пшеницы.        Овёс – нет овса.        Сеялка – нет сеялки.                Каравай – нет каравая. Зерно – нет зерна.                Колос – нет колоса.        Хлеб – нет хлеба.                Комбайн – нет комбайна.

Батон – нет батона.                Рожь – нет ржи.        Машина – нет машины.        Мука – нет муки.

7. «Закончи предложение». Изменить слово хлеб в контексте предложения

Я знаю пословицу о ... хлебе.        Мама купила пшеничный...                 Дети едят суп с.....

Ваня пошел в магазин за....         Я не люблю есть суп без....                 У меня дома нет....

8. Составь предложение»

Маша – булочка         Маша купила свежую булочку. или Маша любит булочку с маком. и т.п.

Повар – блины                         Магазин – хлеб                         Пирожки – духовка

Пшеница – мука                        Бабушка – пирог                        Пекарь – батон

Пап – ватрушка                        Собака – сухари                         Хлебозавод – мука

9. «Образуй сложные слова» 

Землю пашет – землепашец,                                 муку возит – муковоз,          

Место, где хранят зерно – зернохранилище,                 прибор, для резки хлеба – хлеборезка,

Место, где сушится зерно – зерносушилка,                 человек, делающий тесто – тестодел,

Электроприбор, который печет хлеб – хлебопечка,         завод, где пекут хлеб – хлебозавод,

Техника, с помощью которой убирают зерно – зерноуборочная (техника).

10. «Что лишнее и почему».

картофель, морковь, ячмень, свекла;                 просо, рожь, баклажан, пшеница;

рис, кукуруза, яблоко, рожь;                         ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

11. Вспомнить правило: «Звук мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем!»

Звук [К] – согласный, глухой, твердый, обозначается синим кружком. Звук [К’] – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым кружком.

Вспомнить слова со звуками [К] и [К’].

12. Замени первый звук на [К].

Волос маша ложа прошка ворона бровь плюшка роса цапля пони лом полено домик рот розы

13.Догадайся, чем одно слово отличается от других

Капуста картофель кабачок киви           яблоко абрикос баклажан персик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...