мастер-класс "В гостях у гномов Звуковичков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: передать опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комплексного показа приемов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx282.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №150

Мастер-класс

учитель-дефектолог  Гарифулина Оксана Константиновна,

учитель-логопед Карнаухова Татьяна Юрьевна,

воспитатель Колмакова Анна Андреевна

Тема: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет

«В гостях у гномов Звуковичков»

«Для того чтобы помочь детям

справиться с ожидающими

их сложными задачами в школе,

необходимо позаботиться

о своевременном и полноценном

формировании речи

в дошкольном возрасте».

Гризик Т.И.

Иркутск,2017г.

Цель:  Передать педагогический опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комментированного показа методических приемов и методической разработки на основе продуктивной деятельности всех участников мастер класса.

Задачи:

 1.  Учить комплексно подходить к обучению и развитию дошкольников.

 2. Обучить участников мастер - класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов в формировании у дошкольников первоначальных лингвистических представлений.

 3.  Активизировать познавательную деятельность участников мастер - класса.

 4.  Популяризировать  авторские идеи и находки педагога-мастера.

Оборудование: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет «В гостях у гномов Звуковичков», презентация, папки для участников семинара  с раздаточным материалом.

Теоретическая часть

 Актуальность методической разработки.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений отмечают значительный рост количества детей с нарушением фонематического восприятия.

В альбоме систематизированы игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных лингвистических представлений о звуке и слове, способности различать гласные звуки, развитие первичных навыков звукового анализа и синтеза.

Тематика и содержание методической разработки способствует решению следующих задач основной адаптированной образовательной программы групп компенсирующей направленности:

-обогащению и активизации словаря, использованию различных вариантов словоизменения и словообразования; формированию правильного звукопроизношения;

-подготовке ребенка к обучению грамоте, овладению элементами грамоты, ознакомлению с основными понятиями: звук, слог, слово;

- развитию навыка звукового анализа слов.

         Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.

Альбом, возможно, использовать в непосредственной образовательной деятельности на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях; в домашних условиях.

При написании данной методической разработки мы опирались на опыт работы известного учителя-логопеда Т.А.Ткаченко. Предложенные ею условные символы частично используются в данном альбоме для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 4-7лет.

Содержание методической разработки соответствует принципу систематичности и последовательности:

Система работы разделена на четыре этапа:

-знакомство с понятием «предмет»;

-знакомство с понятием «слово»;

-неречевой звук;

-речевой звук.

Практическая часть

1.Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по страницам нашего альбома и  нам в этом помогут Гномики   Звуковички.

«Куда ни пойдешь - предметы найдешь»  Послушайте и отгадайте загадки:

-На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу:

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.

-На столе стеклянный дом.

В нём живёт усатый сом,

Золотые рыбки

И серые улитки.      

 -Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот -

Открывай пошире рот.

-Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки.

В презентации открываются окошечки с отгадками.

Педагог: Назовите отгадки. (педагоги  называют отгадки)

Педагог: Стул, аквариум, ложка, стол – это предметы.

2. Педагог:

Всему название дано -               И все, что может видеть глаз, -

И зверю, и предмету.                 Над нами и под нами,-

Вещей вокруг полным-полно,  И все, что в памяти у нас,-

А безымянных - нет!                  Означено словами.

Каждый предмет можно назвать словом. Слова бывают длинные и короткие. Предлагаю вам взять вот такую карту и определить какое слово длинное по звучанию,  а какое короткое и обозначить чертой , длинное слово длинной чертой ,а короткое короткой.( слово дом длинное или короткое? И т.д.)

Педагог: Мы с вами узнали что слова бывают длинными и короткими.

3.Педагог:

Все на свете дети

знают звуки разные бывают

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Предлагаю вам послушать аудиозапись, узнать звук и показать  предмет, который издает этот звук. (звучит аудиозапись, педагоги показывают  предметные картинки: телефон, часы, машина)

Педагог: Звуки, каких предметов мы услышали?

( ответы участников мастер класса)

Педагог: Мы с вами услышали и узнали неречевые звуки

4. Педагог читает сказку:

В одной волшебной стране жили звуки. Жители этой страны были маленького роста, и их называли гномами Звуковичками. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. За голосистость и певучесть эти звуки еще называли - гласными. Гномы Звуковички между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Пароход гудит трубой, Издаёт он звук какой? Угадать вам помогу, Загудит он громко: «У-У-У!»

Давайте поэкспериментируем со звуком «У».

Я буду показывать карточки, а вы будите произносить звук беззвучно, тихо, громко. Проводится игра «Назови звук тихо, громко, беззвучно» 

http://clipground.com/images/sad-girl-clipart-9.jpghttp://st.depositphotos.com/1967477/2541/v/950/depositphotos_25416007-stock-illustration-cute-fish-cartoon-waving.jpghttp://knopik.ua/img/exshop/2704_1371197701.jpg

Так вытягиваются наши губы когда мы произносим звук «У», и будем мы его обозначать маленьким красным кружочком.

C:\Users\Surf\Desktop\методичка\0017-008-.jpg

5. Педагог:  Мы с вами произнесли звук «У», а теперь попробуем узнать его на слух. Гномик Звуковичок предлагает поиграть в игру « Колокольчик». Если вы услышите звук «У», звените в колокольчик.

Педагог произносит звуки: а,у,о,и,у,ы,у…

(первый раз педагоги слушают звуки с открытыми глазами, второй раз педагоги слушают звуки с закрытыми глазами).

6.  Педагог: А теперь я вам предлагаю вот такие карточки. Четко произнесите  название каждой картинки. Соедините с символом звука «У» те изображения, в названии которых он слышится.

Назовите слова, в которых слышится звук «У».

7. Рефлексия.

Педагог:  Вот наше путешествие закончилось и мы предлагаем вам оценить наш мастер-класс смайликами

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-47546.jpghttps://previews.123rf.com/images/martialred/martialred1507/martialred150700957/42621684-Unhappy-or-sad-smiley-face-icon-for-apps-and-websites-Stock-Photo.jpg

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у гномов»

 Программное содержание: Продолжать учить детей:      - взаимодействовать с камнями в игре;      - группировать их по сенсорным  признакам:  величине  (большой,           маленький), форме  (круглый, ...

Осенний праздник "В гостях у гнома"

Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....

Музыкальное занятие "В гостях у Гнома"

Сценарий занятия для подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий....

"В гостях у гномов"

продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Презентация комплекта методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков".

Презентация методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков". Тема: "Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия, как одно из условий становления и ...

Презентация комплекта методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков".

Тема: "Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия, как одно из условий становления и совершенствования речи у дошкольников сОВЗ"....