Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гончарова Светлана Александровна

Создать условия для формирования представлений о космосе, используя метод "Интеллектуальная карта" . Расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме «Космос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию

 для детей  подготовительной  логопедической

группы на  тему: «Космос». 

Подготовила:

Гончарова Светлана Александровна,

учитель-логопед

п. Ровеньки

2022

Конспект   логопедического занятия по теме «Путешествие в космос» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи

Цель: формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

Коррекционно-образовательные задачи: cовершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов, подбор относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:  картины космической тематики для оформления группового помещения: звездное небо, космонавт в скафандре, планеты.   Ватман, цветные маркеры, клей, картинки для карты, мяч.

Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему "Космос", о первых космонавтах, о празднике "День космонавтики", рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организационный этап.
  1.  Создание положительного эмоционального фона занятия.  

Логопед:  Ребята, вам хотелось бы на сегодняшнем занятии отправиться в путешествие?

-А куда мы с вами  отправимся, узнаем, когда отгадаем загадку.

Он окрашен   в чёрный  цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)

Вы готовы? (Да)

Логопед: А что для того нужно?

- Ракета.

Логопед: Здорово! Конечно, ещё мы должны быть сильными выносливыми и умными. А чтобы я не сомневалась в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны и собраны.

2.  Игра «Какое слово отличается от других?» Развитие фонематического восприятия.

Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

3. Ракета, ракета, газета, ракета.

3.  Артикуляционная гимнастика.

4 . Игра «Запуск ракеты»

Логопед: Так как путь предстоит опасный и не близкий, то отправляться мы будем парами. Выбирают силуэты одинаковых ракет.

Логопед: Внимание, займите свои места. Пристегнитесь.

Логопед:  Приготовиться!

Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)

Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

Дети: Есть, включить контакты!

Лог опед: Завести мотор!

Дети: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

  1. Основной этап.

1.Рассматривание картинки. На экране телевизора изображение космоса.

Беседа по вопросам. Развитие пространственных представлений. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Логопед: Вот мы и в космосе.

      Логопед: Что изображено в левом  верхнем  углу? 

          -  Звезды.

Логопед: Что такое звезда?

 Массивный газовый шар, излучающий свет.                         

 Логопед:   Звезды какие?

  - Далекие, мерцающие, красивые.

Логопед: Что изображено в правом  верхнем  углу?

- Солнце.

Логопед: А что такое солнце?

- Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.              

 Логопед:  Солнце какое?

- Яркое, горячее, лучистое.

Логопед: Ребята, посмотрите, что ещё вы видите?

  - Планеты. Плане́та - небесное тело,  

 Логопед: Давайте теперь подберем признаки к слову "планета"

-  Неизведанная, большая.

Логопед: Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Посмотрите вот и наша планета – Земля .

Логопед:  Почему эту систему назвали - Солнечной?

-  Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. 

2. Физкультминутка "В космосе"

  1. Составление интеллектуальной карты. Беседа по теме.

Логопед:  Скажите, пожалуйста, что ещё вы   знаете о космосе?

Логопед: Здорово! Вы столько всего знаете о космическом пространстве, столько интересного мне рассказали. Но еще много интересного нам предстоит узнать!

Логопед:  Ребята, скажите, где мы можем взять информацию о космосе?

- Спросить у взрослых, в Интернете, в энциклопедиях.

Логопед: А как быть ребятам, которые сейчас болеют?

  Мы для них составим «Умную» карту о космосе. И в течение всей недели у нас будет возможность карту дополнить разнообразной информацией о космосе.

Логопед:  Что нам для этого понадобиться?

4. Подготовка рабочего места.

На магнитной карте расположен ватман, рядом контейнер с картинками.

Логопед:  Космос всегда был и остается  одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звездное небо завораживает своей красотой.

5. Упражнение  « Какой звук?»  (Развитие фонематических представлений, определение места звука в слове)

Логопед:  Слово КОСМОС. Определите первый звук в слове.

- А какой звук находится в конце слова.

 - А в какой части слова находится звук [м]?

- Молодцы!

 Итак, космос - это…………?

 Дети: Космос – это пространство, в котором находятся планеты, созвездия звезд, метеориты, астероиды и кометы.

Кто сказал первым, берёт картинку- символ «планеты», выбирает линию и наклеивает картинку. Затем дети выбирают картинки с изображением планет и наклеивают на эту же ветвь.

Замечательно! Все линии и направления мы заполнили. 

Продолжаем моделировать нашу карту. 

Обратите внимание: перед вами контейнер с разными картинками. Подойдите, возьмите по одной картинке и рассмотрите ее и приклейте к соответствующей линии.

Планеты, космические корабли, космонавты, созвездия, животные побывавшие в космосе.

Вот в такой последовательности вы приклеиваете все остальные картинки. 

Дети подходят к контейнеру (или подносу)

с картинками, выбирают по одной, наклеивают к соответствующему ключевому слову. 

Воспитатель контролирует работу детей, задает соответствующие вопросы. Каждая ветвь моделируется, добавляются символы, рисунки, картинки.

6. Игра с мячом: «Семейка слов» (совершенствование грамматического строя речи)

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову "звезда". Будем передавать  мяч друг другу

- Как можно назвать звезду ласково?              

- Если на небе много звезд,  какое оно?    

- Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать корабль, который летит к звездам?                                                              

   Дети: Звездолет

- Человек, который считает звезды это.              

- А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?

  Дети: Звездопад.

- Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

  Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите,  какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад        

  1. Заключительный этап.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Внимание, займите свои места. Пристегнитесь.

Приготовиться!

Есть, приготовиться!

Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

Есть, включить контакты!

Завести мотор!

Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

Итог занятия.

Логопед: Ребята посмотрите, какая познавательная карта у нас получилась.

Для чего она нам нужна?

 - По такой карте легко можно составить хороший рассказ. 

- Рассмотреть планеты, космический транспорт, созвездия и т.д.        

Логопед: Что было для вас интересным в составлении карты? 

- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими.. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности  "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Космос»

Цель: расширять представления детей о космосе, космическом пространстве, о планетах солнечной системы, о первом полете космонавта Ю.А. Гагарина в космос.Задачи:Социально – коммуникативное развит...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему «КОСМОС»

Занятие направлено на развитие грамматического строя речи детей старшего  дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Если в космос мы хотим, значит скоро полетим!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Если в космос мы хотим, значит скоро полетим!»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...