Конспект занятия в подготовительной группе "Самовар"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по патриотическому воспитаню в подготовительной группе "Самовар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: познакомить детей с устройством самовара и показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Задачи:

• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Ход НОД:

  1. Орг.момент

Педагог:  Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: здороваются и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

I. Воспитатель:

«Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину».

Педагог: Чаепитие – это народная традиция (слайд №1). Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает?

Педагог: Давайте разгадаем ребус.

По первым букам предметов, изображенных на картинках надо угадать название предмета.

(на слайде изображение :Сапог,Ананас,Майка,Ослик,Ваза,Арбуз,Ручка)

(дети по-одному называют первый звук)

Педагог:  Да. Это самовар (слайд №2).

Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.

  1. Основная часть

Педагог: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью. (слайд №3)

 Педагог: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар.  Почему назвали самовар «самоваром»

Ответы детей.

Педагог:  «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая (слайд №4).

Педагог:  Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение (слайд №5).

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный (слайд №6), а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (слайд №8).

Педагог:  В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула. (слайд №9)

Педагог:  Какие только самовары они не делали: круглые (слайд №10, цилиндрические и конусообразные (слайд №11), квадратные (слайд №12), простые (слайд №13) и расписные (слайд №14).  А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.  (слайд №15)

Педагог:  Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться.

Физкультминутка «Самовар»

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник              Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник.   Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки,                Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца           Кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются.    Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки,             Потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке.          Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос.    Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

 (После физкультминутки дети садятся на свои места, самовар стоит перед детьми на столе).

Педагог: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).

Самовар пыхтит, собираться всем велит.

Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.

Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.

Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. 

Педагог: Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Вокруг него собиралась вся семья. За чашкой чая велись беседы, взрослые рассказывали сказки детям, именно у самовара сложились пословицы, поговорки. Например, про чаепитие. Как вы понимаете следующую поговорку: «Самовар закипел – отвлекайся от дел».  

Дети: Я понимаю эти слова так: если самовар кипит, надо бросать все дела и садиться пить чай.

Педагог: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором). Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.

Педагог: У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.

Педагог: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху? Обменяйтесь друг с другом пакетикам.

(дети подходят к столу на котором на подносе лежат различные виды чая и нюхают их).

Педагог: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Педагог: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

Продуктивная деятельность

Педагог: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.

Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля, заварка чая, нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, берем чайную ложку заварки, кладем в середину марли, затем марлю складываем и завязываем её сверху, чтоб получился узелок (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

Педагог: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?

Итог занятия

Педагог:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?

- Что нового Вы узнали?

- Что делали люди в праздники?

- Понравилось ли вам наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...