НОД "Дикие животные и их детёныши"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Филиппова Юлия Андреевна

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dikie_zhivotnye.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Возрастная группа: старшая

Образовательные задачи:              

- закрепление представлений о диких животных и их детенышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;

- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие задачи:

- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, образование форм родительного падежа ед. числа существительных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

- развитие речевого слуха, чувства рифмы;

- развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

- совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные и четырехсложные слова с одним закрытым слогом);

- развитие диалогической речи;

- развитие мелкой моторики и общей моторики;

- развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к животным и заботу о них;

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование: круговерть и волшебные веревочки, силуэтные изображения диких животных на липучках, кармашки и синие кружочки, индивидуальные схемы и фишки для определения места звука в слове, презентация, предметные картинки с изображением диких животных, мяч, цветные карандаши, тетради для индивидуальных работ Нищевой Н.В.

Ход занятия

1. Организационный этап: Организационный момент «Угадай и назови». (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие речевого слуха.)

Л-д - В зимний лес пойдем гулять            (маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем.                  (идут, высоко поднимая колени)

Дружно встали на носочки              (встают на носки)

Оказались все в лесочке.                  (руки в разные стороны)

Ой ребятки, посмотрите, лес-то наш совсем пустой, как вы думаете, кого здесь не хватает? (Животных).

Лд - Правильно ребята, это Зимушка к нам торопится, всех лесных жителей заморозила, не успели они к зиме приготовиться. Давайте поможем нашим друзьям. Если мы про них загадку отгадаем, то они в лесочке и появятся. Слушайте внимательно!

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь)                                        

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)    

Рыжая плутовка, хитрая, ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый. (Лиса)

На овчарку он похож: что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазить. (Белка)

Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость – хмурый и сердитый (Лось)

Он пыхтит как паровоз: так тяжел иголок воз! (Ежик)

Л-д - Вот мы всех и расколдовали, а скажите ребята, как можно их вместе назвать, кто это такие? (Дикие животные).

Л-д - Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним все, что знаем о них.

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:

1) Беседа о диких животных. (Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи.)

Л-д - Вспомним, на какие два вида подразделяются дикие животные? (На травоядных и хищных).

Л-д - Почему животных называют травоядными? (Потому что они питаются травой, корой, кореньями деревьев, ветками деревьев).

Л-д - Хищными? (Потому что они питаются мясом).

Л-д - Помогите мне ребята определить, кто из животных хищник, а кто травоядный и ответьте на вопрос почему вы так решили.

Дети выполняют задание.

2) Игра «Подскажи словечко». (Развитие речевого слуха, чувства рифмы.)

Л-д - Пора нашим животным в лес возвращаться. Для этого нам надо произнести волшебные слова, сейчас я буду говорить начало фразы «Кто, где живет?», а вы будете добавлять слова, подходящее по смыслу.

Медведь живет …(в берлоге).

Лиса и еж живут…(в норе).

Волк поселился…(в логове).

А белочка…(в дупле).

Лишь зайка, бедный зайка

Под кустиком…(сидит),

И хвостик его маленький

От страха чуть…(дрожит).

Л-д - Кто у нас остался без домика? (Лось)

Л-д - Как вы думаете почему? (Лось ходит по лесам у него нет домика.)

Дети размещает на панно силуэты диких животных.

3) Игра с картинками «Дикая семейка». (Совершенствование грамматического строя речи - употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

Л-д раздает детям предметные картинки с изображением диких животных и включает презентацию с изображением семей животных.

Л-д - Ребята, посмотрите на наш лес, мне по-прежнему кажется, что в нем кого-то не хватает. Разве звери могут жить в одиночестве? (Нет у каждого животного есть семья.)

Л-д - Видимо Зимушка опять колдует, что ж давайте поможем нашим животным вернуть их семьи. Сейчас вы выберите по одной картинке и будите по очереди говорить, как называется папа, мама и детеныш животного, изображение которого вам попалось.

1-й реб. - Волк, волчица, волчонок, волчата.

2-й реб. - Лис, лисица, лисенок, лисята.

3-й реб. - Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.

4-й реб. - Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

5-й реб. - Лось, лосиха, лосенок, лосята.

6-й реб. - Еж, ежиха, ежонок, ежата.

4) Упражнение «Топограф». (Совершенствование слоговой структуры слова - трехсложные и четырехсложные слова с одним закрытым слогом).

Л-д - Чтобы наши детеныши навсегда остались со своими мамами, нам надо исполнить волшебство. Давайте встанем вкруг, руки поставим на пояс, пойдем по часовой стрелке протопывая и четко проговаривая слов по слогам и определяя сколько в нем частей. (бель-чо-нок, зай-чо-нок, мед-ве-жо-нок, ли-се-нок, вол-чо-нок, ло-се-нок, е-жо-нок.)

Л-д - Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием и теперь детеныши навсегда останутся со своими мамами.

5) Игра «Лесные прятки». (Совершенствование грамматического строя речи - образование форм родительного падежа ед. числа существительных. Развитие зрительного внимания и памяти.)

Л-д - Ребята, лесные звери вам так благодарны за помощь, что решили с вами поиграть в прядки. Закрывайте глазки, сейчас одно животное в нашем лесу спрячется, когда откроете глазки, вы скажите кого не стало.

Л-д убирает с панно по очереди силуэты животных, дети выполняют задание.

6) Игра с мячом «Ласковый подарок». (Совершенствование грамматического строя речи - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Л-д - Ребята, давайте отблагодарим зверят за такую веселую игру и подарим им ласковые названия. Сейчас у кого в руках окажется мяч, тот называет, животное которое я показываю ласково. Белка - … (белочка)

Аналогично проговариваются слова заинька, лисонька, волчишка, ежик, медведушка,  лосенька.

3. Динамическая пауза: Подвижная игра «Дикие животные». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности.)

Встанем, надо отдохнуть,            (Встать со стульчиков)

Наши пальчики встряхнуть.        (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх,            (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики,                (Подвигать ладонями вперед - назад)        

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,        (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку.           движения руками перед собой)

Волк озирается кругом,                (Руки на поясе, повороты головы

И мы головки повернем.                                       влево - вправо)

Теперь садимся тише, тише,        (Сесть на корточки)        

Притихнем, словно в норках мыши.

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале: 

1) Упражнение «Самый внимательный». (Развитие фонематических представлений - подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове.)

Л-д размещает на доске изображения лисы, волка, медведя лося, кармашки и синие кружочки, детям раздает схемы и фишки для анализа.

Л-д - А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите животное, в названии которого есть звук [в]. (Волк)

Л-д - Верно, а теперь определите место звука [в] в слове волк. (звук [в] стоит в начале слова.)

Л-д - Найдите животное, в названии которого есть звук [м]. (Медведь)

Л-д - Верно, а теперь определите место звука [м] в слове медведь. (звук [м] стоит в начале слова.)

Л-д - Найдите животное, в названии которого есть звук [а]. (Лиса)

Л-д - Верно, а теперь определите место звука [а] в слове лиса. (звук [а] стоит в конце слова.)

Л-д - Найдите животное, в названии которого есть звук [о]. (Лось)

Л-д - Верно, а теперь определите место звука [о] в слове лось. (звук [о] стоит в середине слова.)

Л-д -  Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

2) Работа в тетради. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика дисграфии.)

Л-д раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Л-д - Посмотрите ребята, кого изобразил художник? (Художник нарисовал медведя, лису и белку.)

Л-д - Послушайте загадку об одном из этих животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая. (Лиса)

Л-д - Как вы догадались? (Лису называют плутовкой)

Л-д - Как вы понимаете это слово? (Нечестная, обманщица, воровка.)

Л-д - Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.

5. Итог, оценка деятельности детей: Л-д - предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект по окружающему миру на тему:"Дикие животные и их детёныши"

занятие по окружающему миру,очень понравилось легко проводить....

Развитие речи (II младшая группа)Тема"Домашние животные и их детёныши"

На этом занятии дети закрепляют и обогащаяют свои  знания о домашних животных и  их детёнышах, учатся взаимодействовать в паре, вести диалог со взрослым....

Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Ноябрь – III неделя. Тема «Домашние животные и их детёныши»

Еженедельная совместная работа логопеда и воспитателей...

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...