Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши'' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зуйкова Нина Витальевна

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_poznavatelno.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический  познавательно-игровой проект     "Домашние животные и их детёныши''  в средней логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи

Автор проекта

 воспитатель МБДОУ детского сада №18 г.о.Самара  Зуйкова Нина Витальевна

                                                                                Пояснительная  записка

      Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить козу от коровы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коза» или «маленькая коровка». Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее. 50% воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в теме «Домашние животные» очень многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие. Нами  был разработан проект по теме «Домашние животные».

Тип проекта: познавательно - игровой

Предмет исследования: домашние животные и их детёныши

Участники проекта :  дети, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Цель проекта -  Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.Развитие и коррекция речевых и психических процессов.

Задачи :

 - Узнавание и правильное называние домашних животных и их детенышей(познание);

 - Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям(познание);

 -Расширять словарный запас, обозначающих названия действий и признаков(коммуникация);

 -Научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (стадо, скотовод, доярка),(коммуникация);

 -Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (кошачий хвост, лошадиная грива, коровьи рога),(коммуникация);

 -Учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных (коза-козочка -козлёнок-козлята),(коммуникация);

 -Упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного числа (много коров, лошадей, свиней), а так же существительные родительного падежа единственного числа (нет собаки, козы, кошки),(коммуникация);

 -  Коррекция звукопроизношения свистящих и шипящих звуков на основе специально подобранных упражнений и чистоговорок(коммуникация);

 -  Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок),(коммуникация);

 -  Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов-шуток, загадок,мал.рассказов и сказок о животных ,(чтение худож.литературы);

 -  Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними)(познание);

 -  Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой(здоровье);

 -  Коррекция психических процессов (внимания, логического мышления) на основе подобранных дидактических и развивающих игр(здоровье);

 -  Коррекция волевой сферы на основе упражнений психо - гимнастики(здоровье).

Предполагаемый результат:

 1. Предполагается усвоение программы по данной теме:

 на оптимальном уровне - 10 детей , на достаточном уровне - 5 детей

 2. Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.

 3. Улучшится речевая память у – 15  детей.

 4. Дети научатся составлять описательные рассказы о домашних животных.

Популяризация проекта будет осуществляться разными путями:

 -  через оформление речевой газеты на тему «Домашние животные»;

 -  через проведение занятий на темы: чтение рассказа  В. Сутеева «Кто сказал мяу?» составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кот-шалун»;

 -   через презентацию проекта на родительском собрании в группе;

 -   через создание совместного альбома о животных;

 -   через драматизацию отрывков из сказок

 Оценка результатов

 Оценка эффективности результатов по итогам работы будет поводиться по результатам промежуточной диагностики (в январе 2011 года).

 Оценка социально- личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.

План реализации проекта "Домашние животные и их детёныши''

ПОЗНАНИЕ

 1. Рассматривание фигурок животных, тематических альбомов о животных, книг: «Чья мама?», «Кто, где живет?»,мультфильм "Козлёнок который считал до десяти"

 2. Оформление речевой газеты  в кабинете учителя-логопеда по данной теме (по всем направлениям речевой деятельности);

 3. Художественная литература и речевое общение

 КОММУНИКАЦИЯ,ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Кто сказал мяу», чтение сказок «Бычок - смоляной бочок», «Три поросенка»,''Зимовье" обр.И.Соколов-Микитов,''Петушок и бобовое зернышко''.

 2. Заучивание стихов : С. Кочан «Про кота», И. Жуков «Что за шутки», «Киса».

 3. Пересказ коротких описательных текстов с опорой на схемы: ''Корова'',"Лошадь" ,"Коза'' (все дети)

 4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (с опорой на модели): «Кот- шалун» (1-я подгруппа), «Три котенка» (2-я подгруппа)

 5. Заучивание загадок о животных.

 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,ЗДОРОВЬЕ

 1. Пальчиковая игра «Шел баран по крутым горам»

 2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).

 3. Этюд на тренировку мышц живота »Спящий котенок» (М.И. Чистякова - «Психогимнастика»);

 4. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности «Собака принюхивается» («Психогимнастика»);

 5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» («Психогимнастика»);

 6. Физ-минутка «Кот-хвастун».

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 1. « Логико - Малыш», Мир животных ( на закрепление темы о животном мире)

 2. Кубики: «Чьи детки?», «Бычок - смоляной бочок»

 3. Дидактические игры:

 «Четвертый лишний», «Кто мы, угадай?», «Чем их накормить?»

 4. Хороводные игры:

 «Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО,ТРУД

 1. Составление из геометрической мозаики ( по образцу-картинке): «Свинья», «Кот» ( 1-я подгруппа).

 2. «Чехарда» - складывание животных из 3-х разрезных картинок (2-я подгруппа).

 3. Лепка: «Собака», «Кошка» (1-2 подгруппы)

 4. Рисование животных от овала с помощью трафарета (свинья, собака, кот) 1-2 подгруппы.

 МУЗЫКА

 1. Прослушивание ''Пастушок'"(из альбома ''Бирюльки'' C.Майкопара)."Смелый наездник''(из альбома для юношества Шумана)

 2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», « Кисонька-мурысонька» РН песенка, ''Котенька- коток' ' РН колыб.песенка,"Ты собаченька не лай'' РН колыб. песенка.

ПОЗНАНИЕ

 1. Счет фигурок животных до 5-10 (сочетание числительного с существительным)

КОММУНИКАЦИЯ

 1. Подбор слов на заданный звук

 2. Определение первого звука в слове: кот, корова, козёл, конь,коза,кошка.

 3. Составление простых предложений с этими словами

 4. Подбор синонимов к слову «собака» ( пес, псина, Бобик, моська, шавка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Путешествие в лес»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов соответс...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей  с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....

Конспект интегрированной НОД в средней группе для детей с общим недоразвитием речи: «Путешествие в Цветочный город»

Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровьюКоррекционно-образовательные задачи:Обобщать и расширять знания детей о здоровом образе жизни.Формировать представления о вредных и полезных п...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических строя речи у детей с общим недоразвитие речи с задержкой психического развития «Кошкин дом» по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши»

АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...