Путешествия на остров сокровищ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сиразова Гульназ Тавхитовна

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествия на остров  сокровищ».

Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Уточнение артикуляционного уклада звука [р];

2. Развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

3. Закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;

4. Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;

5. Обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусниках и называние их;

6. Тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Практическое освоение слов с противоположным значением;

9. Развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

Методы и приемы:

1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок;

2.Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);

3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).

4.Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).

Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Подготовка и организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности: карта «Острова в океане»; бутылка и письмом; зеркало; игрушечный парусник; магнитная удочка и рыбки для игры «Рыбалка»; фигуры зверей и морских обитателей «Рассели животных»;   набор картинок «Угощение», «Морские обитатели»  (1,2,5);; сундучок с конфетами.

Планируемые результаты:

Личностные: откликается на эмоции педагога. Принимает активное участие в деятельности. Умеет самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Интеллектуальные: умеет работать по правилу, по инструкции. Развитие восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Физические: сформированы двигательные навыки мелкой моторики.

Работа над словарем: уточнение и закрепление словаря.

Ход занятия.  

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Поздороваетесь с нашими гостями. Улыбнемся им и друг другу. Наш девиз:  

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говори,

И конечно не спеши.

Логопед:  Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Идя сегодня в детский сад, я нашла необычную бутылку, посмотрите какая она красивая! Ой, а что в ней? Давайте достанем и посмотрим, как вы думаете, что это? (Ответы детей) Что вы видите? (Лист белый). Кто-то очень хитрый прислал нам тайную картинку. Ребята, а я знаю секрет, как сделать ее явной, а вы догадались? (Нет).

Опыт (тайнопись), (На столе стоит настольная лампа. Включаем ее и аккуратно подносим картинку.) На картинке молоком нарисован корабль.

Логопед: Что произошло? (Появилась картинка)

Логопед: И что же там нарисовано? (Корабль). Что же это может означать? Посмотрите, дети, здесь еще есть письмо. Сейчас я его прочту. «Я — бесстрашный пират! Всю жизнь я собирал сокровища, потом сложил их в сундук и надёжно спрятал! Если хотите его найти, вам придётся преодолеть много препятствий на своём пути! Только храбрые, отважные и смекалистые найдут сундук с сокровищами!»

Логопед: Ребята, какое интересное и опасное приключение нам предлагает пират! Хотите отправиться в него? (Да.)

Логопед: - я предлагаю вам отправиться на поиски затерянных сокровищ! Совершим путешествие? Посмотри, у нас есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровища. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Вы догадались, что это за звук? Произнеси этот звук.

Ребенок: Р-р-р.

Логопед:  Верно,  и мы сегодня над этим звуком  поработаем. Прежде чем отправиться в путь, давай разомнемся и сделаем гимнастику для язычка. Будьте внимательны красиво и четко произносите звук Р.

 Сообщение темы занятия.

Логопед: - В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Только вам нужно превратиться в пиратов. У меня для вас кое-что есть. (Детям раздается шапка пирата).  Теперь вы готовы!

Работа над темой.

Логопед: - Пираты будут нам мешать, будут посылать сложные задания, которые мы должны пройти. Для этого мы сделаем зарядку для нашего язычка (Слайд 4).

 Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы чётко говорить

Надо с язычком дружить.

Раз – окошечко открыли.                                                                

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы красим потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – парус делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Послушайте, что это? (Звучит фонограмма шума моря.) Правильно, это шум моря.

 Логопед - На чем мы отправимся в путь? (на корабле)

Логопед: Тогда в путь! Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись» (На экране картина большого корабля.) Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну корабля: р-р-р (громкое произнесение). Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).

 Проговаривание слоговых цепочек со звуком (Р).

Логопед: Сейчас каждый из вас получит карту. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте наш путь.Ребята пальцем ведет линию к первому острову — прокладывает курс.

- Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:

Пра — про — пры Бро — бра — брэ

Гры — грэ — гро Тра — тру — тры

Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро

Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра

Ребята отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).

 Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”, Определение положения звука (Р) в слове (Игра «Поймай рыбу»).

Логопед: -  Вот мы и приплыли к первому острову. Первое  задание в мешочке лежат животные и морские обитатели,  вам надо на ощупь определить, что  спрятано в мешке. Этих зверей мы расселим на острове. Звери  и морские обитатели благодарны вам. И приготовили вам игру «Рыбалка».

Логопед:  Посмотрите на дне океана  много рыбок, нам нужно поймать каждую и распределить по разным корзинам. В первое корзине- рыбок с картинками, где звук Р находится в начале слова, во второе- в середине и в третье- звук Р стоит в конце слова. А чем мы будем ловить рыбу? Конечно же удочкой (ребенок с помощью игрушки удочки ловит рыб с картинками, на которых изображены предметы со звуком [Р].

Речевая игра : "Какой? Какая? Какое?" для закрепления у детей образования относительных прилагательных и согласования их с существительными

Логопед: - Поплывем к следующему острову.

Логопед: - На втором острове живет зубастый, голодный  ...(крокодил). Накормим его из наших запасов. Нужно его покормить супом и угостить соком.

Логопед: Суп какой?  (из гречки – гречневый, из риса- рисовый, из курицы – куриный, из вермишели- вермишелевый, из грибов- грибной). Сок какой?  (из арбуза – арбузный, из персика- персиковый, из смородины- смородиновый, из винограда - виноградный).  

 Логопед: Крокодил подобрел и  приготовил задания, вы должны за ним повторить чистоговорки:

ра-ра-ра – высокая гора
ро-ро-ро – новое ведро
ры-ры-ры – воздушные шары
ру-ру-ру – продолжаем мы игру
Ребенок повторяет чистоговорки.

Логопед: (дыхательное  упражнение)  по плыли к следующему осторву , но что это….  на море разбушевалась буря! Тучи закрыли солнце. В лицо нам дует сильный ветер и бьет ужасный дождь.  Давайте прогоним тучи. Будем сильно, сильно дуть на них, чтобы они улетели. (Дети дуют на тучи. Вдох носом, выдох ртом) Тучи мы прогнали.

Логопед: - Уже недалеко, подплываем к следующему острову.

 Игра "Посчитай-ка" (автоматизация [Р] в словах при согласовании существительного с числительным).

Логопед: - Посмотри на морское дно как много морских жителей, посчитаем их. Ребята считают:  одна рыба - две рыбы - пять рыб, один морской конек - два морских конька - пять морских конька, один рак - два рака - пять раков, одна ракушка - две ракушки - пять ракушек.

 Физкультминутка.

(Дети стоя выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало,

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно.

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз.

«Составление предложений по  картинке».

Логопед: - Пока мы плыли, нам пришло письмо из детского сада. Братья Юра и Рома (логопед показывает картинку с изображением мальчиков) рассказывают о своей рыбалке. Послушай их рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рома и Юра  братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.

Логопед: Ещё совсем немного осталось до острова, посмотри, он уже виднеется вдали! Перед тем, как выйти на сушу, сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: Массаж шариком Су-Джок «Подводный мир»( Поочередно одевает колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)

Логопед: Наконец то мы и добрались до долгожданного острова. До острова мы добрались, но где же именно находятся сокровища! На берегу острова нас встречает старый житель этого острова пират по имени Роберт. Наверняка, он знает все тайники этого острова.

Логопед: Пират Роберт  нам скажет, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот».

Медленный — быстрый, веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

Логопед: Здорово! Посмотри, как поднялось настроение у пирата. Он готов нам  помочь, вам  нужно лишь в точности повторить за ним предложения, словно попугайчик.

Красивая рыбка резвится в море

Храбрый пират победил сражение

Быстрый корабль плывет к острову

Вдоль трапа проложили трос

Логопед: Вы настоящий пираты! Справился со всеми трудностями, преодолел все препятствия. В награду за это пират указал место сокровищ. Итог занятия (сундук  сладостями).

 Итог занятия. Самоанализ деятельности ребенка.

Логопед:  Корабль вращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Тебе понравилось наше путешествие? Как думаешь, что получилось лучше всего, что вызвало трудности? Что написано на экране, прочитай. Ты молодец, у тебя все получилось, нашел клад с конфетами. Наверное, угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. Какой звук помогал тебе в поиске сокровищ? (р-р-р)

Логопед: Отплываем, скажи всем до свидания, держим курс на  группу Медвежата!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...