Статья из опыта работы учителя-логопеда
статья по логопедии

Сержантова Светлана Николаевна
Логопедический адвент-календарь

 

Творчество занимает важную часть в жизни каждого ребенка. Положительное влияние творческой деятельности на развитие речи ребенка изучено многими исследователями. Дети с нарушениями речи зачастую обладают неполными и неточными представлениями об окружающем мире, их практический опыт имеет недостаточное обобщение и закрепление в речевой деятельности. Как правило, чем более тяжелыми нарушениями речи обладает ребенок, тем более ограничиваются его возможности проявить себя в творчестве. Развитие речи детей с нарушениями речи и развитие творческих способностей – это звенья одной цепи в работе учителя-логопеда в детском саду.

   Каждый педагог стремится сделать свою работу с детьми интересной и увлекательной, максимально разнообразив ее различными способами и средствами. Это прежде всего позволяет поддерживать и повышать интерес к занятиям. В своей работе я тоже использую все доступные способы, методы и приемы для того, чтобы дети с нетерпением ждали очередной встречи с учителем-логопедом.

  Одним из вариантов применения творческой деятельности в работе учителя-логопеда является логопедический адвент-календарь. В последнее время их часто стали  применять в различных ситуациях, но наиболее популярны они в канун Нового года.

 С целью способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря, я изготовила для детей подготовительной группы «Логопедический адвент-календарь».

Данный календарь  ориентирован на детей  старшего дошкольного возраста и позволяет не только реализовать поставленные цели и задачи, но и создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии всеми любимого праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx593.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический адвент-календарь

Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №35

Сержантовой Светланы Николаевны

    Творчество занимает важную часть в жизни каждого ребенка. Положительное влияние творческой деятельности на развитие речи ребенка изучено многими исследователями. Дети с нарушениями речи зачастую обладают неполными и неточными представлениями об окружающем мире, их практический опыт имеет недостаточное обобщение и закрепление в речевой деятельности. Как правило, чем более тяжелыми нарушениями речи обладает ребенок, тем более ограничиваются его возможности проявить себя в творчестве. Развитие речи детей с нарушениями речи и развитие творческих способностей – это звенья одной цепи в работе учителя-логопеда в детском саду.

   Каждый педагог стремится сделать свою работу с детьми интересной и увлекательной, максимально разнообразив ее различными способами и средствами. Это прежде всего позволяет поддерживать и повышать интерес к занятиям. В своей работе я тоже использую все доступные способы, методы и приемы для того, чтобы дети с нетерпением ждали очередной встречи с учителем-логопедом.

  Одним из вариантов применения творческой деятельности в работе учителя-логопеда является логопедический адвент-календарь. В последнее время их часто стали  применять в различных ситуациях, но наиболее популярны они в канун Нового года.

  В этом году, с целью способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря, я изготовила для детей подготовительной группы «Логопедический адвент-календарь».

Данный календарь  ориентирован на детей  старшего дошкольного возраста и

позволяет не только реализовать поставленные цели и задачи, но и создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии всеми любимого праздника.

 

Данный календарь представляет собой лист А3 с изображением новогодней ели, украшенной елочными шарами. Каждый такой шар пронумерован от 1 до 31, что символизирует дни зимнего месяца декабря. С обратной стороны каждый шар имеет задание. Все задания связаны с зимней тематикой и Новым годом. В качестве сюрпризного момента данный календарь в группе появился вместе с письмом Деда Мороза, в котором он просит детей ежедневно выполнять его задания. Задания были подобраны в разных направлениях.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211130_141542.jpg

Рис.1 «Логопедический адвент-календарь»

Варианты заданий для адвент-календаря

«Зимние месяцы»

Предлагается вспомнить и назвать зимние месяцы в правильном порядке.

«Рисунок  Деду Морозу»

Выполнить рисунок на заданную тематику, используя любые материалы.

«Маска для карнавала»

Изготовить маску для карнавала самостоятельно.

C:\Users\user\Desktop\c7a66dbd-ef06-4a83-8396-df8170fc99b7.jpg

Рис.2 «Маска для карнавала»

«Ёлочная игрушка»

Изготовить украшение для елки из бумаги или картона.

«Договори словечко»

Закончить фразу, подобрав слово в рифму.

Например,

Вот она елка, на ёлке…(иголка). Ёлочка высока, достает до…(потолка).

«Читаем про зиму»

Прочитать совместно с педагогом рассказ или сказку о зиме.

Русские народные сказки :"Снегурочка" , "Мороз-Иванович","По щучьему веленью","Лисичка-сестричка и серый волк".

Павел Бажов "Серебряное копытце",Георгий Скребицкий "Художник-Зима" (" Четыре художника"), Виталий Бианки "Зима" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь"),Лев Николаевич Толстой "Зайцы", Братья Гримм "Госпожа Метелица", Ганс Христиан Андерсен "Снеговик".

«Стихотворение про Новый Год»

Выучить любое стихотворение для Деда Мороза.

«Песенка про Новый Год»

Спеть песенку «В лесу родилась ёлочка»

«Гирлянда для елки»

Сделать всем вместе гирлянду на ёлку в группу.

«Паззл»

Собрать всем вместе новогодний паззл.

«Зимние забавы»

Рассказать о зимних забавах. 

«Открытка для Деда Мороза»

Изготовить открытку для Деда Мороза.

C:\Users\user\Desktop\03416173-9fd1-4877-85b7-d8fa06c44223.jpg

Рис.3 «Открытка для Деда Мороза»

«Загадки»

Отгадать загадки о зиме.

Например, «Что растет сверху вниз? (Сосулька). С неба падают пушинки белые резные льдинки (Снежинки)».

«Животные зимой»

Вспомнить и назвать, какие животные впадают в спячку,

«Птицы зимой»

Вспомнить и назвать, какие птицы остаются с нами зимовать? 

«Чистоговорки о зиме»

Правильно повторить, проговорить и выучить чистоговорки.

Например,

Ши-ши -ши, ши-ши-ши, все снежинки хороши.
Жу-жу -жу, жу-жу-жу на снежинку я гляжу.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — к нам снегурка приходи!
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — к нам снегурочка пришла.

«Какой? Какая? Какие?»

Подобрать прилагательные, описывающие предметы, связанные с Новым годом.

Например,

Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, пушистая)

Дед Мороз какой?  (большой, добрый, веселый)

Праздник какой? (веселый, нарядный, красивый)

«Исправь ошибки»

Найти ошибки и исправить фразу.

Например,

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

«Закончи предложения одним и тем же словом»

Изменять слово «снеговик», подставляя его в предложение в нужной форме

Например,

Мы решили слепить..(снеговика)

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику)

Мы играли со…(снеговиком)

Мы рассказали о …(снеговике)

«Собери предложение»

Составить из слов предложение.

Например,

Ира, на, катание, фигурное, заниматься, каток

    Дети выполняли задания с удовольствием. Каждое утро ждали, кто же снимет шарик с елки, и что же за задание от Деда Мороза им предстоит выполнить. Работа велась в тесном взаимодействии в воспитателями группы Все это позволило  активизировать словарь детей , уточнить и расширить знания и умения детей на заданную тему.

«Логопедический календарь» помог нам:

  • выучить названия зимних месяцев
  • узнать, что в декабре 31 день
  • вспомнить все зимние игры и забавы
  • вспомнить о животных и птицах зимой
  • научиться  подбирать  нужные слова
  • выучить стихи, песни, скороговорки, загадки про Новый год
  • изготовить подарки, открытки для Деда Мороза
  • изготовить украшения для  группы
  • получить много положительных эмоций.

     Подводя итоги проведенной работы, считаю, что дан вид деятельности принес хороший результат в реализации основной цели этой работы - развития речи дошкольников с нарушениями речи. Подобные календари могут использовать в  своей работе не только учителя-логопеды, но и педагоги-психологи, воспитатели, учителя начальных классов, адаптируя задания календаря под свои цели и задачи.

Литература:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000 г.

2. Агранович З.Е. Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.»Дошкольная педагогика», 2001 г.

3. Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно!, СПб,2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...

Статья "Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопеда"

Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопедаКраткая аннотацияОдним из значимых педагогических ус...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, старший возраст)»

В статье рассказывается опыт работы  с детьми старшего возраста по развитию у детей мелкой моторики. Все дети с ОВЗ, тяжелым нарушением речи....

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»

Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...