«Система комплексов гимнастики с элементами самомассажа»
методическая разработка по логопедии

Фоминова Екатерина Владимировна

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия). Для более продуктивной подгрупповой работы был изучен, собран и апробирован комплекс гимнастики с элементами самомассажа.

        В практике работы учителей-логопедов дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnasti_mozga.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к разработке

 системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ)

В методических рекомендациях представлена разработка системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ).

Теоретическими предпосылками стали работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики:  Е. Ф. Архиповой,  А.А. Шафеевой, М.Е. Хватцева, Е.А.Дьяковой, Ф.Р.Ауглина, И.В.Блыскиной . Дано   педагогическое обоснование целесообразности использования системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ) в коррекционной работе ДОУ, систематизированы методы и приемы дифференцированной гимнастики, логопедического массажа и самомассажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно её использование. Кратко изложен опыт работы по данной теме, цели, задачи и методика ее проведения. В приложении представлены разработанные комплексы для практического применения на коррекционных занятиях и диагностические критерии мониторинга.

Предлагаемый материал будет полезен специалистам: психологам, дефектологам, учителям-логопедам в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест. В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи. С учетом этой приоритетной цели наша творческая мастерская разработала систему комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ), в котором использованы элементы логопедического самомассажа для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия). Для более продуктивной подгрупповой работы был изучен, собран и апробирован комплекс гимнастики с элементами самомассажа.

         В практике работы учителей-логопедов дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов.

Перед нами стояли задачи:

- Изучить специальную логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции звукопроизношения при помощи логопедического массажа.

-Разработать комплексы с элементами логопедического массажа в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

-Выявить влияние логопедического массажа на мышцы артикуляционного аппарата при коррекции звукопроизношения.

-Апробирование комплекса с элементами логопедического массажа.

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно и целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы Хватцева М.Е., Архиповой Е.Ф Правдиной, К.А. Семеновой и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Однако, дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять только специалисты, которые прошли специальную подготовку, владеют техникой массажа, имеют знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.

         Проанализировав работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики   выявлены более эффективные методики использования логопедического массажа.

1. Архипова Е. Ф. предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых даны упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики в соответствии с классификацией дизартрии на основе синдромологического подхода.

2. Шафеева А. А. в своем методическом пособии «Использование

приемов самомассажа в логопедической практике» предлагает процедуру самомассажа проводить, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, шеи, ушей, мимических мышц лица, губ, языка.

  1. Хватцев М.Е предлагал использовать на занятиях гимнастику, направленную на тренировку шеи, плечевого пояса и мимических мышц по следующей схеме:

Вначале осуществляются грубые, диффузные движения поворачивания шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох)

 Выработка более дифференцированных движений в этой же области

Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов.

4.  Дьякова Е.А. (к.п.н. ведущий логопед г. Москвы), использует в своей практике комплексы расслабляющего и активизирующего массажа, которые включают в себя

массаж плечевого пояса и шеи, массаж в области гортани, массаж лицевой мускулатуры.

  1. Массаж профессора Ауглина Ф.Р.

Этот комплекс рекомендован детям с самого рождения: массаж ушей, массаж щек, массаж лица, точечный массаж лица, упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж.

  1. Блыскина И. В. Использует дифференцированную артикуляционную гимнастику («Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж).  Дифференцированная гимнастика  состоит из упражнений: для мышц  плечевого пояса, для мышц шеи, для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти, для
тренировки подвижности мышц губ и щек, для развития мимико-артикуляторных мышц, для тренировки подвижности мышц языка, для тренировки подвижности мышц мягкого неба и для преодоления слюнотечения.

Новизна:

 Проанализировав многие существующие методики массажа, и выявив более эффективные методики использования элементов логопедического массажа мы решили адаптировать дифференцированную артикуляционную гимнастику к подгрупповой работе, добавив в нее элементы самомассажа.

Структура комплекса гимнастики с элементами самомассажа

1. Упражнения для мышц плечевого пояса.

2. Упражнения для мышц шеи.

3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости).

4. Самомассаж ушей.

5. Самомассаж лица.

6. Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти.

7. Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц.

8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков (по нарушенной группе звуков).

Цель комплекса гимнастики с элементами самомассажа:

Устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата для более эффективной работы по коррекции звукопроизношения.

Основные задачи комплекса гимнастики с элементами самомассажа:

1.        Образовательные:

-формирование фонематической системы;

2.Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционного праксиса и общих речевых навыков, нормализация мышечного тонуса верхнего плечевого пояса, и   артикуляционной мускулатуры;

-развитие и устранение патологической симптоматики;

-развитие и стимуляция положительных кинестезии;

-развитие улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

-развитие закрепление элементов движения отдельных мыщц;

-развитие и увеличение силы мышечных сокращений;

- развитие активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

3. Воспитательных:

-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;

-воспитание воли, терпения, настойчивости;

-воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности.

Содержание

Педагогическая и коррекционная целесообразность.

Гимнастика с элементами самомассажа (СКГ) направлена на развитие и коррекцию определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также на целостный двигательный комплекс. Эта гимнастика создает условия для формирования любой группы звуков.

Как правило, на практике логопеды используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата, необходимую для постановки отдельного звука или группы звуков. Рациональнее же использовать комплекс гимнастики с элементами самомассажа , упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Здесь активные гимнастические упражнения еще в большей степени, чем пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков.

Гимнастика с элементами самомассажа предназначена для использования на первых двух (из пяти) этапах работы по коррекции звукопроизношения.

    1 этап – подготовительный.

   Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

   – нормализация мышечного тонуса,

   – нормализация моторики артикуляционного аппарата,

   – нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

   – нормализация голоса,

   – нормализация просодики.

   – нормализация мелкой моторики рук.

   2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков

   Направления:

   – выработка основных артикуляционных укладов,

   – определение последовательности работы над звуками,

   – развитие фонематического слуха,

   – постановка звука,

   – автоматизация,

   – дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

           Для практического использования на первых двух этапах коррекционной работы была разработана система из 8 комплексов (система комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ).

Комплекс гимнастики с элементами самомассажа должен проводиться на каждом подгрупповом или индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входить в первый подготовительный блок занятия.

Гимнастика с элементами самомассажа выполняется в основном в области мышц плечевого пояса, шеи, а также головы. Особое внимание в процессе логопедического самомассажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы ушей, лица.

В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, рекомендуется гимнастику с элементами самомассажа строго регламентировать в пределах 5-6 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в 20–25 минут. Рекомендуемая гимнастика проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.

Применение СКГ позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию гимнастики происходит нормализация мышечного тонуса. Гимнастика оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Возрастные группы: – дети 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа).

Наполненность группы – 1-5 детей.

Дети: ФНР, ФФНР, ОНР (возможно с дизартрией).

Виды контроля

• Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.

• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, коррекции звукопроизношения.

Опыт апробации системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа.

СКГ апробирована на базе ДОУ учителей-логопедов из творческой группы

 Анализ результатов работы показал, что использование данной СКГ способствовал: 

-Развитию артикуляционного праксиса и общих речевых навыков;

- устранению патологической симптоматики;

-развитию положительных кинестезии;

-развитию улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

-развитию закрепления элементов движения отдельных мыщц;

- развитие активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

-время коррекционной работы уменьшилось.

У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к занятиям и работе над

речью в целом.

Данная система комплексов гимнастики с элементами самомассажа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, так и для работы с детьми младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: «Просвещение», 1989.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: «Астрель», 2008 г.

3. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный.– М., 1998.

4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб., 1995.

5. Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.

6. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов ДОУ.

7. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: «Медицина», 1991.

8. Вербов А.Ф. Лечебный массаж.- М.: «Селена + », 1996.

9. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. – СПб., 1997.

10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: «Академия», 2003.

11.  Мазанова Е.В. «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ.-М.:Издательство ГНОМ 2014г.

12.  Мазанова Е.В. «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ.-М.:Издательство ГНОМ 2014г.

13. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

14. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

15. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М., 2003.

16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

17. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детейраннего и дошкольного возраста. - СПб.: «КАРО», 2008.

18. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. – Л., 1986.

19. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2003.

20. Шафеева А. А. Использование приемов самомассажа в логопедической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение комплекса гимнастики с элементами активной музыкотерапии и тренажеров

Материал по здоровьесбережению воспитанников с использованием тренажёров и музыкотерапии. Составлен музыкальным руководителем детского сада Сергиенко Ольгой Михайловной....

Гимнастика с элементами самомассажа для дошкольников.

Представляю вниманию воспитателей  и  методистов гимнастику для дошколят с элементами самомассажа. Все упражнения проходят в игровой форме с звуковым веселым сопровождением. Очень нравиться ...

Комплекс гимнастики с элементами йоги

Комплекс гимнастики в стихах...

Конспект дыхательной гимнастики с элементами самомассажа Тема: «В осеннем лесу»

Задачи: 1. Научить правильно дышать.               2. Научить детей вдыхать через нос....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению бодрящей гимнастики с элементами самомассажа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124 комбинированного вида Невского района Санкт – Петербурга        МЕТОДИЧЕ...

Комплекс гимнастики с элементами нейрофитнеса

Упражнения необходимо проводить ежедневно.  Детям с раннего возраста учить выполнять упражнения от простого к сложному.занятия проводятся утром;занятия проводятся ежедневно, без пропусков;занятия...

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики и самомассажа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждения детский сад №7 «Радуга»Кулундинский район Алтайский край ул Целинная 77        Утренняя...