Главные вкладки

    Применение комплекса гимнастики с элементами активной музыкотерапии и тренажеров
    статья по теме

    Бахарь Татьяна Валерьевна

    Материал по здоровьесбережению воспитанников с использованием тренажёров и музыкотерапии. Составлен музыкальным руководителем детского сада Сергиенко Ольгой Михайловной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trenazhyory_i_muzykoterapiya.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Применение комплекса гимнастики с   элементами активной музыкотерапии и  тренажеров».

    Музыка — составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых, и на больных детей-дошкольников.

    Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются. О некоторых принципиальных положениях нового взгляда на роль и место музыки в дошкольном учреждении и пойдет дальше речь.

    1.     Одной из оздоровительно-профилактических задач коллектива ДОУ должно стать создание оптимальных условий в период пребывания детей в их втором доме — детском саду. По утрам, в момент приема детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.

    2.         Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, необходимо использовать методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после ночного и дневного сна. Оно должно быть индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы ребенка. Для этого можно отвести не менее 10 мин. Для плохо спящих детей — 1—2 мин и 6—8 мин — для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. 10-минутная композиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс. Через полтора-два месяца музыкальная композиция может быть заменена на другую.

     Большое значение для оптимального пробуждения детей имеет текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Он не должен быть громким, отрывистым, слова звучат мягко, ласково.

    Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.

    В методическом плане можно порекомендовать следующее.

    1. Не все занятия должны обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

    2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

    — для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;

    — для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;

    — музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;

    — музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

    3. Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах, прослушивание грампластинок и аудиозаписей. Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.  

            Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо следующее:

    1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

    ·        Оздоровительная гимнастика.

    ·        Игры – релаксации.

    ·        Разные виды массажа.

             Привитие детям гигиенических навыков.

    ·        Физкультминутки во время занятий.

    ·        Функциональная музыка.

            Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры

    ·        Массовые оздоровительные мероприятия.

    ·        Упражнения для глаз.

    2. Работа с семьей.

    ·        Пропаганда здорового образа жизни.

    ·        Консультации.

             Индивидуальные беседы.

    ·        Выступления на родительских собраниях.

    ·        Распространение буклетов.

    ·        Выставки.

    ·        Проведение совместных мероприятий.

        Осуществление профилактики простудных заболеваний.

    Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей,  дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», игры на улучшение самочувствия у детей склонных к частым простудным заболеваниям, элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

            Проведение закаливающих процедур.

    В нашем детском саду,  начиная с раннего возраста, ежедневно      проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами., также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

          Разучивание массажей.

    Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки,   яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки,  мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой,  что повышает оздоровительный эффект. Это  такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка».  

             Основной целью   занятий, является формирование у детей правильной осанки, укрепление дыхательной  системы, развитие координации движений, формирует выносливость, общительность.

             Ежедневные  прогулки. Игры  на  свежем  воздухе является немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе проводим оздоровительный бег. Доказано что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.

    Литература

    1Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1986.- 572 с.

    2Люшер М. Сигналы личности.- Воронеж: НПО "Модек",1993. -160 с.

    3Нойманн Э. Искусство и время // Психоанализ и искусство.- М., 1995. С.153-196.

    4Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы в восприятии музыки// Восприятие музыки.-М.,1980.

    5Шивляков Е. Бытовая музыка и социальная психология :  лики общности // Музыкальная     академия. - 1995.-№ 3.С. 58-65.

    6Элькин.В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней.- СПб.: "Респекс", 2000.-224 с.

    7Эстетические проблемы музыкознания: Сб. тр. Вып. 97 / ГМПИ им. Гнесиных, М.,1988.

    8Юнг  К.Г. Психология и литература.// Психоанализ и искусство. - М.,  1996. С. 30-55.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    комплекс оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йога

    Оздоровительная гимнастика проводится в игровой форме после сна на голодный желудок....

    Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

    1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

    Комплекс утренней  гимнастики с элементами  дыхательной  гимнастики Стрельниковой....

    Комплекс гимнастики с элементами йоги

    Комплекс гимнастики в стихах...

    начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

    Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

    Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) "Лучистое солнышко".

    Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики)«Лучистое Солнышко» (Приложение к работе—Проектная деятельность в младшей группе "Солнечный Лучик")...

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики.

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики.«Вспомним лето»...


     

    Комментарии