Формирование навыков самоконтроля у старших дошкольников с ТНР при обучении грамоте (из опыта работы).
статья по логопедии (подготовительная группа)

Морозкова Светлана Федоровна

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, отличается стойкостью специфических трудностей и выражается в многочисленных проявлениях, что в дальнейшем отрицательно влияет, в том числе, и на успешность формирования письменной деятельности. Эти воспитанники составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии.

Поэтому при обучении грамоте детей, имеющих нарушения речи, важно формировать навыки самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_samokontrol.docx824.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

 учитель – логопед ГБДОУ д/с № 108

Морозкова С.Ф.

Формирование навыков самоконтроля у старших дошкольников с ТНР при обучении грамоте (из опыта работы).          

Модернизация системы дошкольного образования согласно Федеральному образовательному стандарту выдвигает целый ряд требований к развитию личности ребенка, в том числе формирование такого качества как самостоятельность. Важным условием проявления самостоятельности во всех видах деятельности выступает самоконтроль. 

Для детей с нарушением речи актуальна проблема слабой активности и самостоятельности в непосредственной образовательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности у них, а также нарушение эмоционально-волевой сферы значительно ограничивают возможности усвоения знаний как по объему, так и по качеству. Анализ научной литературы показал, что уровень способности к саморегуляции у детей с ОНР характеризуется неумением планировать деятельность, принимать и сохранять инструкцию, а также характеризуется импульсивностью действий, тем самым ведя к низкому уровню развития предпосылок к учебной деятельности.

Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, отличается стойкостью специфических трудностей и выражается в многочисленных проявлениях, что в дальнейшем отрицательно влияет, в том числе, и на успешность формирования письменной деятельности. Эти воспитанники составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии.

Поэтому при обучении грамоте детей, имеющих нарушения речи, важно формировать навыки самоконтроля.

Если сопоставить различные определения понятия «самоконтроль», то можно отметить, что, несмотря на существующие различия в формулировках данного понятия, у многих авторов выражена психологическая сущность самоконтроля, которая заключается в «сопоставлении», «соотнесении» выполняемых действий с «образцом», с «поставленной целью», «с предъявляемыми требованиями».

Т.о., действие контроля заключается в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.

Поэтапное формирование самоконтроля (в основе метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.):
I - этап - ориентировка в задании;
II – этап - выполнение задания;
III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

Основная цель 1 этапа - научить ребенка своим вниманием выделять задания и запоминать их.

На этом этапе формируем у детей умение ориентироваться на листе бумаги: любое задание выполняется сверху – вниз, слева – направо. Обращаем внимание детей на то, как написаны буквы: сколько элементов и как по отношению друг к другу они расположены. Постоянно активизируем слуховое внимание детей: послушайте, посмотрите, повторите и т.д. 

На этапе выполнения задания на доске пишем букву – предоставляем детям образец выполнения. Еще раз обращаем внимание детей на то, что, в какой последовательности и как нужно выполнить задание.

           

Детям объясняем необходимость проверки своей работы. Как мотивируем детей? Проверять свою работу необходимо, чтобы получить высокую оценку. Потому что, если найти ошибку и аккуратно ее исправить, учитель не будет считать это ошибкой и не снизит оценку за работу в школе.

Для того, чтобы оценить свою работу, нужны критерии. Что для детей является значимым? Дошкольники любят все красивое, поэтому можно оценивать «красоту» или «аккуратность» и «правильность».

Оценки представляют собой вертикальные линии. Самая высокая оценка, когда нет ошибок в работе, отметка на самом верху линии, чем больше ошибок, тем ниже отметка.

                         

Очень важно объяснить детям, что оценки правильности и аккуратности могут не совпадать. Если нет ошибок и за правильность поставлена самая высокая оценка, но в работе есть исправления, написано неаккуратно, оценка может быть низкая. И наоборот.

В течение учебного года дети постоянно выполняют один и тот же алгоритм действий:

- выделение задания и его запоминание

- оценка своих действий с правилами выполнения задания или образцом;
- проверка и исправление допущенных ошибок

- оценка своей работы.

        В начале учебного года 50 % воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе (6 – 7 лет) завышают себе оценку, 35% - занижают, 15% - оценивают адекватно.

К концу учебного года практически все дети научаются проверять свою работу и работают в тетради аккуратно.  85% дошкольников оценивают выполненную работу адекватно. Эту тенденцию можно проиллюстрировать демонстрацией работ одного воспитанника.

Важные моменты, которые нашли отражение в исследованиях по данной теме:

Навыки самоконтроля и самостоятельной деятельности формируются в процессе организованной деятельности.

Наши дети – будущие школьники, а сформированные навыки управления своим поведением и контроля своих действий – являются показателем готовности дошкольника к обучению в школе, поэтому мы должны уделять достаточное внимание решению данной задачи при воспитании детей с речевой патологией.

Использованные источники:

  1. Криницына Г.М. Формирование самоконтроля речевой деятельности у детей с нарушениями речи: учеб. пособие. – Тюмень: ТГУ, 2011.
  2. Проблема самоконтроля старших дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе. Панфилец С.С.
  3. Проект: Формирование навыка самоконтроля, используя нетрадиционные методы коррекции, у детей с нарушением речи. Автор проекта: Долотова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности (статья из опыта работы)

ФГОС дошкольного образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности  детей в различных  видах деятельности, в том числе продуктивной....

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)

XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...

Формирование навыков самоконтроля осанки ребёнка-дошкольника.

Повышение двигательной активности и создание мышечного корсета позвоночника, являются основными факторами в формировании правильной осанки ребёнка. Образовательная деятельность по физической культуре ...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...

«Подготовка к обучению грамоте» (из опыта работы)

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т...