Организация работы по обучению грамоте ( из опыта работы учителя - логопеда в подготовительной группе)
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптация, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе, и ему уделяется много внимания. Педагоги считают, что, помимо знаний, ребенку нужно привить навыки учебной деятельности, только тогда он сможет воспринимать новый материал и эффективно его использовать
Цель: Овладение речью как средством общения и культуры
Сюда входит: Лексическое развитие, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь
Эти компоненты являются обязательными структурными компонентами деятельности с детьми. Как их сделать интересными, запоминающимися и полезными для ребят – вот задача, стоящая перед каждым воспитателем.
На занятиях и в свободной деятельности в подготовительной группе решаются следующие задачи:
- продолжать развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа речи;
- совершенствовать умения пользоваться краткой и развернутой формой ответа;
- совершенствовать подготовку к обучению грамоте.
- Уделяется особое внимание обучению звуковому анализу слова. Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
- Воспитатель формирует у детей представление о предложении (без грамматического определения), упражняет в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- При работе со словом знакомить детей со способами деления двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно).
- Вырабатывать ритмизацию движений руки с помощью задаваемых голосом ритмических слоговых рядов и приговорок; в считалках (при медленном и быстром темпе движения руки).
Задачами по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста не являются обучение их чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. В детском саду мы знакомим дошкольников со словом, предложением, слогами, звуковым строением слов, буквами. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются практическая и игровая деятельность, так как именно она является ведущей на этапе дошкольного детства.
Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи.
Используютс различные игры, штриховки, сюжетне картинки дляя перессказа, игры - бродилки, чистоговорки и скороговорки, различные физкультминутки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями
Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....

Цыклограмма работы учителя-логопеда (подготовительная группа)
Вариант составления цыклограммы учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности...
Дистанционное обучение старших дошкольников: из опыта работы учителя-логопеда
Приведены игры на звуковой анализ слова, адаптированные для проведения родителями в домашних условиях....

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»
Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
