Развитие фонематического анализа. Дидактичекая игра "Фонематический диктант"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

оборудование для выполнения задания: шаблон "Фонематический диктант", прозрачная папка-уголок, маркер для белой доски.

инструкция для выполнения задания: слушай внимательно слова и отмечай маркером где звук А живет в слове (в начале, в конце слова).

звука А: 1. аист, 2. кукла, 3.луна, 4. пчела, 5. арбуз, 6. пила, 7. астры, 8. лиса, 9. стрела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фонематический диктант463.87 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический диктант. «Где звук живет?»                    Составитель: Рязанцева Ю.Е.

Инструкция: возьмите шаблон для Фонематического диктанта, маркер для белой доски и сухую салфетку.

Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?»

Если звук самый первый (в начале слова) нужно поставить маркером точку в клетке слева.

Если звук самый последний (в конце слова) нужно поставить маркером точку в клетке справа.

Если звук не в начале и не в конце, значит в середине слова, нужно поставить маркером точку в клетке посередине.

Инструкция для дошкольника: Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?». Найди клетку с цифрой 1, это первое слово. Где звук А в слове «аист»? в начале слова, поставь точку в начале лова. Далее взрослый диктует слова и сообщает клетку с цифрой по образцу. После выполнения следы маркера удалите сухой салфеткой. Задание нужно повторить столько раз, сколько необходимо вашему ребенку для прочного понимания задания.

Звук А: 1. Аист 2. Кукла 3. Луна 4. Пчела  5. Арбуз 6. Пила 7. Астры 8. Лиса  9. Стрела

Звук А: 1. Мак 2. Метла 3. Апельсин 4. Утка 5. Айболит 6. Паук 7. Чай 8. Луна 9. Страус

Звук У: 1. Утка 2. Удод 3. Какаду 4. Улица 5. Эму 6. Узел 7. Ум 8. Удочка 9. Урна

Звук У: 1. Душ 2. Эму 3. Уголь 4. Улитка 5. Кукла. 6. Лук 7. Какаду. 8. Паук 9. Уж

Звук О: 1. Осы 2. Ослик. 3. Кино 4. Окна 5. Пальто 6. Эскимо 7. Дупло. 8. Оля 9. Обруч

Звук О: 1. Дом 2. Метро 3. Осы 4. Кот 5. Бревно 6. Соль 7. Обруч 8. Море. 9. Стекло

Звук И: 1. Ира 2. Коньки 3. Ирбис 4. Игорь 5. Санки 6. Икра 7. Валенки 8. Туфли 9. Иголка

Звук И: 1. Иван 2. Кит. 3. Мишка 4. Сапоги 5. Ива 6. Лиса 7. Индюк 8. Апельсин 9. Диван

Звук Ы (или в середине или в конце): 1. Коты 2. Мышь 3. Мыло 4. Столы 5. Дым 6. Дыня 7. Конфеты 8. Крыша 9. Часы

Звук М: 1. Машина 2. Дом 3. Малина 4. Матрешка 5. Моль 6. Гном 7. Дым 8. Мыло 9. Крем

Звук М: 1. Аквариум  2. Морж. 3. Туман 4. Шлем. 5. Молоко 6. Макароны 7. Астроном 8. Сом 9. Лимон

Звук П: 1. Пальма 2. Паук 3. Карп 4. Укроп 5. Помидор 6. Подарок 7. Кетчуп 8. Плита 9. Циклоп

Звук П: 1. Парус 2. Топор 3. Микроскоп 4. Поднос 5. Шуруп 6. Пушка 7. Цыплёнок 8. Шапка 9. Тапки

Звук Б (или в начале или в середине): 1. Зебра 2. Башня 3. Барабан 4. Кабачки 5. Рыба 6. Зубы                  7. Автобус 8. Собака 9. Бокал

Звук Б (или в начале или в середине): 1. Ботинки 2. Клубника 3. Баранки 4. Яблоко 5. Труба 6. Рубашка 7. Арбуз 8. Бочка 9. Шуба

Звук К: 1. Ток 2. Кот 3. Подарок 4. Кровать 5. Мак 6. Молоток 7. Замок 8. Конфета 9. Клоун

Звук К: 1. Квас 2. Ромашка 3. Бокал 4. Паук 5. Самокат 6. Катер 7. Бочка 8. Улитка 9. Барсук

Звук Г (или в начале или в середине): 1. Газета 2. Гвоздь 3. Пугало 4. Грач 5. Телега 6. Треугольник 7. Галстук 8. Виноград 9. Вагон

Звук Г (или в начале или в середине): 1. Гусеница 2. Пуговица 3. Гусь 4. Снеговик 5. Груша 6. Кенгуру          7. Радуга 8. Игрушки

Звук Х: 1. Халва 2. Петух 3. Лопух 4. Хамелеон 5. Орех 6. Халат 7. Хомяк 8. Пух 9. Горох

Звук Х: 1. Хоккеист 2. Хвост 3. Подсолнух 4. Черемуха 5. Глухарь 6. Художник 7. Пастух 8. Муха

9. Сахар

Звук Т: 1. Тапки 2. Топор 3. Робот 4. Тыква 5. Жилет 6. Кит 7. Пират 8. Трава 9. Танк

Звук Т: 1. Кофта 2. Аист 3. Айболит 4. Шахматы 5. Улитка 6. Самолет 7. Зонт 8. Тарелка 9. Планета

Звук Д (или в начале или в середине): 1. Дуб 2. Душ 3. Помидор 4. Духи 5. Дыня 6. Сковорода 7. Дупло 8. Дорога 9. Ландыш

Звук Д (или в начале или в середине): 1. Ведро 2. Дом 3. Радуга 4. Дракон 5. Дача 6. Солдат 7. Бурундук 8. Медуза 9. Дверь

Звук С: 1. Нос 2. Собака 3. Санки 4. Сапоги 5. Лес 6. Ананас 7. Кокос 8. Сыр 9. Самолет

Звук С: 1. Лиса 2. Смородина 3. Масло 4. Глобус 5. Рис 6. Стул 7. Аист 8. Часы 9. Капуста

Звук З (или в начале или в середине): 1. Завод 2. Гроза 3. Ваза 4. Бизон 5. Заяц 6. Забор 7. Динозавр

8. Грузовик 9. Зонт

Звук З (или в начале или в середине): 1. Зубы 2. Глаза 3. Змея 4. Кукуруза 5. Золушка 6. Телевизор

7. Золото 8. Фазан 9. Медуза

Звук Ц: 1. Цапля 2. Кузнец 3. Певец  4. Цыпленок  5. Цирк 6. Принц 7. Леденец 8. Царапина 9. Циркуль

Звук Ц: 1. Пуговица 2. Цепочка 3. Цветы 4. Курица  5. Гусеница 6. Индеец  7. Мотоцикл 8. Синица

9. Колодец

Фонематический диктант. «Где звук живет?»                    Составитель: Рязанцева Ю.Е.

Инструкция: возьмите шаблон для Фонематического диктанта, маркер для белой доски и сухую салфетку.

Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?»

Если звук самый первый (в начале слова) нужно поставить маркером точку в клетке слева.

Если звук самый последний (в конце слова) нужно поставить маркером точку в клетке справа.

Если звук не в начале и не в конце, значит в середине слова, нужно поставить маркером точку в клетке посередине.

Инструкция для дошкольника: Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?». Найди клетку с цифрой 1, это первое слово. Где звук А в слове «аист»? в начале слова, поставь точку в начале лова. Далее взрослый диктует слова и сообщает клетку с цифрой по образцу. После выполнения следы маркера удалите сухой салфеткой. Задание нужно повторить столько раз, сколько необходимо вашему ребенку для прочного понимания задания.

Звук Ч: 1. Череп 2. Ключ 3. Чибис 4. Часы 5. Кирпич 6. Чайка 7. Черепаха 8. Мяч 9. Червяк

Звук Ч: 1. Бочка 2. 2. Чашка 3. Черника  4. Меч 5. Обруч 6. Чемодан 7. Очки 8. Бабочка 9. Печенье

Звук Щ: 1. Щит 2. Плащ 3. Щука 4. Щенок 5. Плющ 6. Борщ 7. Щегол 8. Клещ 9. Плащ

Звук Щ: 1. Борщ 2. Щетка 3. Сгущенка 4. Пещера 5. Щавель 6. Прищепка 7. Щелкунчик  8. Хвощ

9. Овощи

Звук Ф: 1. Футляр 2. Гриф 3. Фасоль 4. Флейта 5. Шкаф 6. Жираф 7. Фонтан 8. Шарф 9. Фотоаппарат

Звук Ф: 1. Фрукты 2. Гольф 3. Сарафан 4. Фонарик 5. Телефон 6. Эльф 7. Фломастер 8. Микрофон

9. Вафли

Звук В (или в начале или в середине): 1. Волк 2. Диван 3. Воробей 4. Валенки 5. Авокадо 6. Сова

7. Ванна 8. Слива 9. Неваляшка

Звук В (или в начале или в середине): 1. Самовар 2. Динозавр 3. Павлин 4. Ворона 5. Ваза 6. Повар        7. Вафли 8. Журавль 9. Аквариум

Звук Н: 1. Телефон 2. Носок 3. Тукан 4. Нос 5. Ножницы 6. Дельфин 7. Баклажан 8. Нота 9. Слон

Звук Н: 1. Носорог 2. Машина 3. Карандаш 4. Апельсин 5. Корона 6. Нож 7. Цыпленок 8. Кабан 9. Блин

Звук Ш: 1. Финиш 2. Шлем 3. Шапка 4. Камыш 5. Малыш 6. Шахта 7. Душ 8. Ландыш 9. Шахматы

Звук Ш: 1. Шах 2. Детеныш 3. Гуляш 4. Ромашка 5. Лаваш 6. Ракушка 7. Штурвал 8. Лягушка 9. Ёрш

Звук Ж (или в начале или в середине): 1. Женя 2. Лужа 3. Жаба 4. Желе 5. Ножницы 6. Жаркое 7. Жир

8. Баклажан  9. Ежевика

Звук Ж (или в начале или в середине): 1. Жених 2. Журнал 3. Пижама 4. Джин 5. Жемчуг 6. Жасмин

7. Лыжник 8. Кожура 9. Жук

Шаблон для выполнения фонематического диктанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...