Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Алена Александровна

Формирование основ  предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy_k_soderzhaniyu.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников через знакомство с художественной литературой Новосибирских поэтов и писателей.

1-2 с.

«Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения».

   Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

  Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.

3 с.

Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.    

      Решение этой проблемы очень актуально в настоящее время. Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

   Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

4 с.

 В нашей группы было проведено анкетирование родителей, задачей которого было выяснить: «Приобщают ли детей к чтению?». Результаты неутешительны: менее половины из  опрошенных родителей  имеют свою библиотеку, последний раз приобретали книги не более 5 человек, а чтение произведений с их дальнейшим обсуждением  отсутствует вовсе.

  Нам педагогам необходимо не только развивать   способности ребенка, но и потребность в чтении их родителей. А это не простая задача…

   Детей необходимо научить  понимать тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, мы должны способствовать развитию одному из важных направлений функциональной грамотности ребенка - развитию читательской грамотности. Но и родителям нужно увлечься чтением, чтобы передать на эмоциональном уровне эту любовь к книге своим детям.

5 с.

 Учитывая, что основными компонентами читательской грамотности являются: 

- нахождение и извлечение информации;

- интегрирование и интерпретирование информации;

- осмысление и оценивание информации.

 Это сложный многокомпонентный процесс, поэтому формировать предпосылки читательской грамотности у дошкольников, еще не освоивших навыков чтения, будет гораздо сложнее. Значит необходимо мобилизовать все ресурсы ребенка, чтобы  прочитанное взрослым произведение он смог бы проанализировать и использовать в своей жизни. Основной задачей становится – суметь преподнести предлагаемый материал детям эмоционально, красочно и доступно. Формирование данных предпосылок осуществляется в нашей группе для детей с особыми образовательными потребностями на различном художественном материале: сказках, стихах, потешках, скороговорках, на произведениях русских писателей, Новосибирских авторов.  Поближе познакомились с произведениями В. В.Жбановой - Новосибирского писателя.

6 с.

По следующим  направлениям  происходит   формирование  предпосылок читательской грамотности в группе компенсирующей направленности:

- кружковая деятельность;

- конкурсы;

- проекты;

- создание библиотеки в группе;

- изготовление книжек - малышек;

- подготовка сообщений о творчестве поэтов, беседы;

- сотрудничество с библиотекой;

- семейное чтение.

7 с.

   В прошлом  учебном году был реализован педагогического проекта: «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В. В. Жбановой. Мое знакомство с Валентиной Владимировной произошло в Нарымском сквере. С тех пор я с ней сотрудничаю и знакомлю ребят с ее произведениями, представляю книги с ее пожеланиями и автографом.

В старшей группе «Березка»  дети имеют речевую патологию различной этиологии. Основным направлением работы учителя-логопеда и воспитателей в группе с детьми с ООП (особыми образовательными потребностями) является не только развитие речи, коррекция и профилактика речевых нарушений, а так же и умение принять  самого  ребенка и  создать условия для его успешной социализации в дальнейшей жизни

8-9 с.

Подробно изучали произведения Новосибирской писательницы  В.В.Жбановой «Кошки-матрешки», «Котенок Кэт» и др. на занятиях, посешали библиотеку.      Новосибирская писательница в своих произведениях отдает предпочтения животным, особенно кошкам, описывая их повадки и даже характер. Дети увлеченно занимались, охотно импровизировали стихотворения и басни поэта. Тесно взаимодействуя в группе с воспитателями, мы решили реализовать проект по приобщению детей к художественной литературе через знакомство с произведениями сибирской писательницы и провести эту идею с главной  героиней кошкой через все образовательные области.

Цель проекта – развитие речи и творческих способностей детей  через ознакомление с творчеством Новосибирской  поэтессы Жбановой Валентины Владимировны.

Задачи:

  • воспитание у детей интереса к книге;
  • повышение  мотивации к исправлению речевых дефектов;
  • развитие коммуникативных  и творческих способностей детей;
  • активизация педагогического потенциала родителей и педагогов группы «Березка», повышение их заинтересованности в получении положительного результата в совместном творчестве с детьми.

10-11 с.

Продукты проекта: «Книжки-малышки», изготовленные детьми, оригами из бумаги, игры на дыхание из бросового материала, аппликация, инсценировка басни «Рыбка для кота», конкурс «Юные поэты» в рамках нашей группы по теме «Мой Новосибирск».

В результате реализации проекта:

- у детей нашей группы повысился интерес к чтению и художественной литературе;

-активность и  участие родителей в жизни детского сада были на достаточно высоком уровне;

- укрепилось положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогам;

- возродилось чтение в кругу семьи. ( Родителями было отмечено, что «интересно было вечерами поразмышлять с детьми после прочтения произведений о героях, чем были вызваны поступки как  положительные, так и отрицательные»).  

 Дети совместно с родителями готовили небольшие сообщения о творчестве наших поэтов и писателей, и представляли нам героев их произведений в виде рисунков, аппликаций,книжек- малышек, чем успешно пополняли библиотеку нашей группы.   

12 с.

 Формирование предпосылок  читательской грамотности у детей невозможно себе представить без умения понимать детей собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно. Значение выразительной речи в жизни каждого человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.  При реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО учитывается развитие личности ребенка, мотивация и способность развития  в различных видах деятельности. Так речевое развитие включает «владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха…»

  У каждого человека  есть свои сильные и слабые стороны, свои таланты и не стоит их прятать. То, что умеешь сам хочется поделиться с другими, ведь мы педагоги и наше предназначение отдавать все лучшее.  Эмоционально и  выразительно передавать свои мысли учу детей уже на протяжении семи лет. Мною была разработана Рабочая Программа «По развитию выразительности речи». Ребята отрабатывали    навыки выразительной речи, изучая    произведения русских поэтов и писателей в нашем кружке «Речевичок», который с удовольствием посещают.

13 с.

Так как кружок провожу с детьми в подготовительной группе, то с ребятами  прошлого выпуска, встреча с писателем не состоялась из -за ограничения посещений общественных мест. Но благодаря видеосвязи детям Валентина Владимировна дала детям  напутственные слова, а ребята подготовили сценки и стихи по ее произведениям и у нас сохранился альбом с рисунками, оригами, аппликаций по ее произведениям. В этом году ребята группы «Березка» с нетерпением ждут встречу с полюбившемся писателем, подготовили инсценировку стихотворения «Кошечка чистюля», нарисовали ее и мы все поместили в альбом, продолжая начатую традицию ребят прошлого выпуска. У нас уже состоялось несколько звонков писателю с пожеланиями здоровья и скорейшей встречи.

13 с.

А это фото из архива последней встречи с поэтессой.

14 с.

   Мне особенно приятен  отзыв о работе моего кружка нашей  Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой: «Спасибо  за  творческую  искорку  в  каждом  стихотворении,  в   каждом рисунке  на  мои  стихи,   понимание  автора   и  блестящее,  талантливое  раскрытие  текстов,  а  главное  любовь  к  стихам.  Вы  проявили  фантазию  и  профессиональный  подход  к    использованию  стихов,  как  учебного  материала  для  «особенных»  детей.  Большое  спасибо  за   постановку  замечательных  костюмированных  сценок  и  в  целом  знание  моего  творчества.  Особое  впечатление  произвела  на  меня  инсценировка стихотворения «Рыбка  для  кота»  из  книги «Кошки-матрёшки».

Надеюсь на  дальнейшее  плодотворное  сотворчество. Новых  интересных  проектов! «президент  НООУСКИ «Все  Музы – детям!»,                                                                                        члена СП России                                                                                                                                            Жбанова  Валентина Владимировна

моб. 8-923-247-52-92, e-meil: valjban@meil.ru

15 с.

  Познакомились с творчеством Юрия Михайловича Магалифа. Готовимся с ребятами к областному детскому конкурсу иллюстраций по сказке нашего писателя «Мой любимый Бука» с целью формирования у детей представлений о работе художника-иллюстратора.

 На занятиях по развитию связной речи изучали творчество Владимира Викторовича Шамова, Елены Николаевны Зиноватной  (планируем встретиться с Новосибирской поэтессой). Посетили с ребятами  сайт областной библиотеки, где ребята увидели книги в электронном варианте. Особенно их удивило звучание перелистывающийся страниц произведений. Я рассказала ребятам и о своих ощущениях  от книг, находящихся в настоящей библиотеке. От  их неповторимого запаха, от прикосновения к их затертым, пожелтевшим страницам. От одной мысли, что очень давно эти  книги, возможно, побывали  в руках ваших родители, когда они были в вашем возрасте на душе становится тепло. Это их очень удивило и одновременно обрадовало. Пообещали, что обязательно пойдут с родителями в библиотеку и «отыщут  ту самую книгу».

16 с.

    Воспитанник нашей группы продемонстрировали  приобретенные   навыки выразительности речи в районном конкурсе: «Пусть слово в душе отзовется», получил Диплом за первое место.

17 с.

В 2020 году  проект по литературному творчеству Новосибирского писателя В. Жбановой награжден Почетной грамотой всероссийского центра детского творчества «Мои таланты» и получен сертификат публикации на портале педагоги онлайн (Форум педагоги России): ttps://nsportal.ru.Социальная сеть работников образования.

18 с.

 И  важно то, что они сами захотели сочинять  стихотворения и сказки, что с успехом было реализовано. Ребята были награждены в 2021 году   Дипломом 3 степени Литературное творчество»,4-6 лет ЦВР «Галактика» (сочинили сказку «Чудо-дерево»), поучаствовали в рамках нашей группы в конкурсе « Юные поэты».

19 с.

В результате реализации программы у ребят:

  1. Повысился  интерес  к интонационной выразительности речи, они начали использовать в повседневном общении различные средства выразительности речи;
  2. Повысился уровень  коммуникативных способностей и творческой активности детей;
  3. Заметно активизировалось положительное отношение к окружающему миру.
  4. Были сформированы сформированные навыки образной  и эмоциональной речи.

  Из этого следует, что данные навыки, сформированные в кружковой деятельности – как одной из форм деятельности учителя-логопеда - являются немаловажными предпосылками формирования читательской грамотности.  Сформированные умения   в период дошкольного детства и закрепленные на более старших ступенях образования, помогут ребятам умело донести свои мысли окружающим людям, уметь находить и извлекать информацию из текста, осмысливать и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать услышанное, а затем и самостоятельно прочитанное. Данные знания   и умения расширят знания и возможности в жизни ребят и помогут реализовать себя в жизни.

Сама являюсь активным участником  районных  конкурсов. В 2020 учебном году получила Диплом в районном конкурсе   «Признание» в номинации «Художественное чтение», посвященное 75-летию Великой победы.

    Активно делюсь опытом своей работы: «Кружковая деятельность как вариативная форма работы учителя-логопеда» в образовательной сети на своем персональном сайте: https://nsportal.ru/vasileva-a-a-0 .

    Приняла участие в педагогической мастерской для учителей-логопедов ДОО - «Кружковая деятельность как вариативная форма работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога ( РМО логопедов Дзержинского района (декабрь 2020 год). Ссылка:https://yadi.sk/d/zfRIs92b_q50ig 

- « Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи. Развитие читательской грамотности у детей с ОВЗ как одно из важных направлений взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.

( РМО логопедов Дзержинского района, декабрь 2021 г Ссылкаhttps://disk.yandex.ru/d/Ajo82AnSQctpOg )

     Повышаю свои знания  по формированию предпосылок читательской грамотности, принимая участие в   онлайн - конференциях «Лаборатория читательской грамотности», «Функциональная грамотность-учимся для жизни. От новых задач – к новым результатам». АО издательство Просвещение. (Ноябрь,2021 г.)

    Данные направления   работы оказались эффективны, так как у детей повысился   интерес к книге - как основному источнику знаний. У ребят сформированы коммуникативные способности, положительное отношение к окружающему миру, дети стали творчески активными.

20-21 с.

     Это первая площадка, где мне хочется представить стихотворения наших юных поэтов, которые возможно пополнят со временем плеяду и наших Новосибирских поэтов.

«Родной Новосибирск».

Новосибирск – прекрасный город!

Раскинулся на берегах Оби.

Он знаменит, хотя и молод,

Достоин нашей он любви.

По площади и численности он третий

В Отчизне нашей дорогой.

Город героев и ученых.

Навеки будет нам родной!

Юля Чердакова ,5 лет.

Мой Новосибирск.

Новосибирск – красивый город!

Огней и красок нам не счесть.

И зоопарк в нем лучший самый.

И мишка есть и тигр есть.

В огромной нашей речке Обь

Кого только не встретишь.

Щука, окунь и карась- все водится у нас!

Красивый наш Новосибирск

Богатый и чудесный он,

С рождения в него влюблен!

Земцов Семен,5 лет.

22 с.

Вы  книги  детские купите,
Они  писались  от  души.
Рисунки  яркие,  смотрите –
Нарисовали – малыши!

В.В.Жбанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Формирование элементарной правовой грамотности у дошкольников 6 лет"

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку...

"Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"

quot;Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"...

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...