Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slaydy_k_soderzhaniyu.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников через знакомство с художественной литературой Новосибирских поэтов и писателей.
1-2 с.
«Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения».
Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.
3 с.
Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Решение этой проблемы очень актуально в настоящее время. Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
4 с.
В нашей группы было проведено анкетирование родителей, задачей которого было выяснить: «Приобщают ли детей к чтению?». Результаты неутешительны: менее половины из опрошенных родителей имеют свою библиотеку, последний раз приобретали книги не более 5 человек, а чтение произведений с их дальнейшим обсуждением отсутствует вовсе.
Нам педагогам необходимо не только развивать способности ребенка, но и потребность в чтении их родителей. А это не простая задача…
Детей необходимо научить понимать тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, мы должны способствовать развитию одному из важных направлений функциональной грамотности ребенка - развитию читательской грамотности. Но и родителям нужно увлечься чтением, чтобы передать на эмоциональном уровне эту любовь к книге своим детям.
5 с.
Учитывая, что основными компонентами читательской грамотности являются:
- нахождение и извлечение информации;
- интегрирование и интерпретирование информации;
- осмысление и оценивание информации.
Это сложный многокомпонентный процесс, поэтому формировать предпосылки читательской грамотности у дошкольников, еще не освоивших навыков чтения, будет гораздо сложнее. Значит необходимо мобилизовать все ресурсы ребенка, чтобы прочитанное взрослым произведение он смог бы проанализировать и использовать в своей жизни. Основной задачей становится – суметь преподнести предлагаемый материал детям эмоционально, красочно и доступно. Формирование данных предпосылок осуществляется в нашей группе для детей с особыми образовательными потребностями на различном художественном материале: сказках, стихах, потешках, скороговорках, на произведениях русских писателей, Новосибирских авторов. Поближе познакомились с произведениями В. В.Жбановой - Новосибирского писателя.
6 с.
По следующим направлениям происходит формирование предпосылок читательской грамотности в группе компенсирующей направленности:
- кружковая деятельность;
- конкурсы;
- проекты;
- создание библиотеки в группе;
- изготовление книжек - малышек;
- подготовка сообщений о творчестве поэтов, беседы;
- сотрудничество с библиотекой;
- семейное чтение.
7 с.
В прошлом учебном году был реализован педагогического проекта: «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В. В. Жбановой. Мое знакомство с Валентиной Владимировной произошло в Нарымском сквере. С тех пор я с ней сотрудничаю и знакомлю ребят с ее произведениями, представляю книги с ее пожеланиями и автографом.
В старшей группе «Березка» дети имеют речевую патологию различной этиологии. Основным направлением работы учителя-логопеда и воспитателей в группе с детьми с ООП (особыми образовательными потребностями) является не только развитие речи, коррекция и профилактика речевых нарушений, а так же и умение принять самого ребенка и создать условия для его успешной социализации в дальнейшей жизни
8-9 с.
Подробно изучали произведения Новосибирской писательницы В.В.Жбановой «Кошки-матрешки», «Котенок Кэт» и др. на занятиях, посешали библиотеку. Новосибирская писательница в своих произведениях отдает предпочтения животным, особенно кошкам, описывая их повадки и даже характер. Дети увлеченно занимались, охотно импровизировали стихотворения и басни поэта. Тесно взаимодействуя в группе с воспитателями, мы решили реализовать проект по приобщению детей к художественной литературе через знакомство с произведениями сибирской писательницы и провести эту идею с главной героиней кошкой через все образовательные области.
Цель проекта – развитие речи и творческих способностей детей через ознакомление с творчеством Новосибирской поэтессы Жбановой Валентины Владимировны.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к книге;
- повышение мотивации к исправлению речевых дефектов;
- развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
- активизация педагогического потенциала родителей и педагогов группы «Березка», повышение их заинтересованности в получении положительного результата в совместном творчестве с детьми.
10-11 с.
Продукты проекта: «Книжки-малышки», изготовленные детьми, оригами из бумаги, игры на дыхание из бросового материала, аппликация, инсценировка басни «Рыбка для кота», конкурс «Юные поэты» в рамках нашей группы по теме «Мой Новосибирск».
В результате реализации проекта:
- у детей нашей группы повысился интерес к чтению и художественной литературе;
-активность и участие родителей в жизни детского сада были на достаточно высоком уровне;
- укрепилось положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогам;
- возродилось чтение в кругу семьи. ( Родителями было отмечено, что «интересно было вечерами поразмышлять с детьми после прочтения произведений о героях, чем были вызваны поступки как положительные, так и отрицательные»).
Дети совместно с родителями готовили небольшие сообщения о творчестве наших поэтов и писателей, и представляли нам героев их произведений в виде рисунков, аппликаций,книжек- малышек, чем успешно пополняли библиотеку нашей группы.
12 с.
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей невозможно себе представить без умения понимать детей собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно. Значение выразительной речи в жизни каждого человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. При реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО учитывается развитие личности ребенка, мотивация и способность развития в различных видах деятельности. Так речевое развитие включает «владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха…»
У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, свои таланты и не стоит их прятать. То, что умеешь сам хочется поделиться с другими, ведь мы педагоги и наше предназначение отдавать все лучшее. Эмоционально и выразительно передавать свои мысли учу детей уже на протяжении семи лет. Мною была разработана Рабочая Программа «По развитию выразительности речи». Ребята отрабатывали навыки выразительной речи, изучая произведения русских поэтов и писателей в нашем кружке «Речевичок», который с удовольствием посещают.
13 с.
Так как кружок провожу с детьми в подготовительной группе, то с ребятами прошлого выпуска, встреча с писателем не состоялась из -за ограничения посещений общественных мест. Но благодаря видеосвязи детям Валентина Владимировна дала детям напутственные слова, а ребята подготовили сценки и стихи по ее произведениям и у нас сохранился альбом с рисунками, оригами, аппликаций по ее произведениям. В этом году ребята группы «Березка» с нетерпением ждут встречу с полюбившемся писателем, подготовили инсценировку стихотворения «Кошечка чистюля», нарисовали ее и мы все поместили в альбом, продолжая начатую традицию ребят прошлого выпуска. У нас уже состоялось несколько звонков писателю с пожеланиями здоровья и скорейшей встречи.
13 с.
А это фото из архива последней встречи с поэтессой.
14 с.
Мне особенно приятен отзыв о работе моего кружка нашей Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой: «Спасибо за творческую искорку в каждом стихотворении, в каждом рисунке на мои стихи, понимание автора и блестящее, талантливое раскрытие текстов, а главное любовь к стихам. Вы проявили фантазию и профессиональный подход к использованию стихов, как учебного материала для «особенных» детей. Большое спасибо за постановку замечательных костюмированных сценок и в целом знание моего творчества. Особое впечатление произвела на меня инсценировка стихотворения «Рыбка для кота» из книги «Кошки-матрёшки».
Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотворчество. Новых интересных проектов! «президент НООУСКИ «Все Музы – детям!», члена СП России Жбанова Валентина Владимировна
моб. 8-923-247-52-92, e-meil: valjban@meil.ru
15 с.
Познакомились с творчеством Юрия Михайловича Магалифа. Готовимся с ребятами к областному детскому конкурсу иллюстраций по сказке нашего писателя «Мой любимый Бука» с целью формирования у детей представлений о работе художника-иллюстратора.
На занятиях по развитию связной речи изучали творчество Владимира Викторовича Шамова, Елены Николаевны Зиноватной (планируем встретиться с Новосибирской поэтессой). Посетили с ребятами сайт областной библиотеки, где ребята увидели книги в электронном варианте. Особенно их удивило звучание перелистывающийся страниц произведений. Я рассказала ребятам и о своих ощущениях от книг, находящихся в настоящей библиотеке. От их неповторимого запаха, от прикосновения к их затертым, пожелтевшим страницам. От одной мысли, что очень давно эти книги, возможно, побывали в руках ваших родители, когда они были в вашем возрасте на душе становится тепло. Это их очень удивило и одновременно обрадовало. Пообещали, что обязательно пойдут с родителями в библиотеку и «отыщут ту самую книгу».
16 с.
Воспитанник нашей группы продемонстрировали приобретенные навыки выразительности речи в районном конкурсе: «Пусть слово в душе отзовется», получил Диплом за первое место.
17 с.
В 2020 году проект по литературному творчеству Новосибирского писателя В. Жбановой награжден Почетной грамотой всероссийского центра детского творчества «Мои таланты» и получен сертификат публикации на портале педагоги онлайн (Форум педагоги России): ttps://nsportal.ru.Социальная сеть работников образования.
18 с.
И важно то, что они сами захотели сочинять стихотворения и сказки, что с успехом было реализовано. Ребята были награждены в 2021 году Дипломом 3 степени Литературное творчество»,4-6 лет ЦВР «Галактика» (сочинили сказку «Чудо-дерево»), поучаствовали в рамках нашей группы в конкурсе « Юные поэты».
19 с.
В результате реализации программы у ребят:
- Повысился интерес к интонационной выразительности речи, они начали использовать в повседневном общении различные средства выразительности речи;
- Повысился уровень коммуникативных способностей и творческой активности детей;
- Заметно активизировалось положительное отношение к окружающему миру.
- Были сформированы сформированные навыки образной и эмоциональной речи.
Из этого следует, что данные навыки, сформированные в кружковой деятельности – как одной из форм деятельности учителя-логопеда - являются немаловажными предпосылками формирования читательской грамотности. Сформированные умения в период дошкольного детства и закрепленные на более старших ступенях образования, помогут ребятам умело донести свои мысли окружающим людям, уметь находить и извлекать информацию из текста, осмысливать и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать услышанное, а затем и самостоятельно прочитанное. Данные знания и умения расширят знания и возможности в жизни ребят и помогут реализовать себя в жизни.
Сама являюсь активным участником районных конкурсов. В 2020 учебном году получила Диплом в районном конкурсе «Признание» в номинации «Художественное чтение», посвященное 75-летию Великой победы.
Активно делюсь опытом своей работы: «Кружковая деятельность как вариативная форма работы учителя-логопеда» в образовательной сети на своем персональном сайте: https://nsportal.ru/vasileva-a-a-0 .
Приняла участие в педагогической мастерской для учителей-логопедов ДОО - «Кружковая деятельность как вариативная форма работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога ( РМО логопедов Дзержинского района (декабрь 2020 год). Ссылка:https://yadi.sk/d/zfRIs92b_q50ig
- « Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи. Развитие читательской грамотности у детей с ОВЗ как одно из важных направлений взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.
( РМО логопедов Дзержинского района, декабрь 2021 г Ссылка: https://disk.yandex.ru/d/Ajo82AnSQctpOg )
Повышаю свои знания по формированию предпосылок читательской грамотности, принимая участие в онлайн - конференциях «Лаборатория читательской грамотности», «Функциональная грамотность-учимся для жизни. От новых задач – к новым результатам». АО издательство Просвещение. (Ноябрь,2021 г.)
Данные направления работы оказались эффективны, так как у детей повысился интерес к книге - как основному источнику знаний. У ребят сформированы коммуникативные способности, положительное отношение к окружающему миру, дети стали творчески активными.
20-21 с.
Это первая площадка, где мне хочется представить стихотворения наших юных поэтов, которые возможно пополнят со временем плеяду и наших Новосибирских поэтов.
«Родной Новосибирск».
Новосибирск – прекрасный город!
Раскинулся на берегах Оби.
Он знаменит, хотя и молод,
Достоин нашей он любви.
По площади и численности он третий
В Отчизне нашей дорогой.
Город героев и ученых.
Навеки будет нам родной!
Юля Чердакова ,5 лет.
Мой Новосибирск.
Новосибирск – красивый город!
Огней и красок нам не счесть.
И зоопарк в нем лучший самый.
И мишка есть и тигр есть.
В огромной нашей речке Обь
Кого только не встретишь.
Щука, окунь и карась- все водится у нас!
Красивый наш Новосибирск
Богатый и чудесный он,
С рождения в него влюблен!
Земцов Семен,5 лет.
22 с.
Вы книги детские купите,
Они писались от души.
Рисунки яркие, смотрите –
Нарисовали – малыши!
В.В.Жбанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Формирование элементарной правовой грамотности у дошкольников 6 лет"
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку...
"Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"
quot;Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"...
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...
Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...