Статья: "НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ."
статья по логопедии

Чтобы придать значимость высказыванию, человек замедляет темп, а незначительную, второстепенную информацию, часто произносит скороговоркой.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temp_rechi_dokument_microsoft_word.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.

Темп – одно из выразительных средств устной речи.

Чтобы придать значимость высказыванию, человек замедляет темп, а незначительную, второстепенную информацию, часто произносит скороговоркой.     Различают 3 вида темпа:

  1. Нормальный
  2. Быстрый
  3. Медленный

Нормальный темп речи – от 9 до 14 фонем в секунду, или от  90 до 175 слогов в минуту, при этом д.б. правильное соотношение между процессами возбуждения и торможения в КГМ. У детей до 3х летнего возраста процесс торможения находится в стадии становления, поэтому темп их речи ускоренный. В результате подражания взрослым дети могут говорить или быстро, или медленно.

Значение темпа для речи: резкие отклонения темпа от средних величин мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

 

Темп речи:

- скорость протекания речи во времени

- число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу   времени

Ритм - звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.   Темп и ритм – средства выразительности устной речи, которые и определяют понятие «темпо-ритмическая организация»   речи.

Пауза - перерыв в звучании голоса на определенное время. Длительность и характер распределения пауз в речевом потоке  определяют ритмико-мелодическую сторону речи.

Прерывистость речи:

-замещающие звуки и слова

-повторы

-паузы

-возвраты

-нескоординированные по времени слова

                                                                       

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.

  1. Тахилалия
  2. Брадилалия

Характерно:

-нарушение развития и внешней, и внутренней речи

-речь малопонятна для окружающих

-влияет на формирование речи и личности ребенка

-разная степень тяжести (легкая, средняя, тяжелая)

ТАХИЛАЛИЯ – патологически ускоренный темп речи (с греч. «tachus» - быстрый, «lalia» - речь). Произносится 20-30 звуков в секунду.

Т А Х И Л А Л И Я

Речевая симптоматика:

1.неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.

2.интервербальная акцелерация (М. Зееман) - ускорение темпа в многосложных словах, длинных фразах и текстах

3.расстройства внутренней речи, чтения и письма.

Неречевая симптоматика:

1.нарушения общей моторики(быстрая ходьба, быстрая остановка, гиперактивность, тик, моторное беспокойство во время сна)

2.нарушения психических процессов(внимание неустойчивое, повышенная переключаемость, малый объём зрительной, слуховой и моторной памяти). Мысль быстрее, чем её артикуляционное оформление.

3.нарушения вегетативной нервной системы (покраснение лица, ушей, пот на лице, похолодание и потливость рук)

4.нарушения поведения(повышенная возбудимость, лабильность, недисциплинированность)

5.ситуационно обусловленная     степень выраженности симптоматики

РАЗНОВИДНОСТИ ТАХИЛАЛИИ

(сочетаются с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера):

Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения вследствие аномалий ЦНС.

Этиология:

-соматические, психогенные факторы и привычка

-изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с поражением ГМ в период раннего развития, наследственность.

Полтерн  – патологически ускоренная речь с прерывистым темпом (паузы, запинки, спотыкания)  несудорожного характера

Отличия от заикания:

-не осознают своего дефекта;

-при сосредоточении внимания речь улучшается;

-говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;

-во время непринужденного разговора симптомы  усиливаются.

1 группа: - ускоренная речь + отклонения в артикуляции звуков

2 группа: подбор нужного слова, нарушение слухового внимания

3 группа: трудность формулирования речи при достаточном объёме словаря

4 группа: спотыкание + протягивание гласных(а, э), или вставленные восклицания

Речевая симптоматика при баттаризме и полтерн:

-нарушения внешней речи(поспешна, малопонятна; пропуски, перестановки звуков, слогов, фраз)

-нарушения внутренней речи

-нарушения письменной речи(делят длинные фразы, теряя мысль; остановки руки при письме, пропуски, замены, неправильное написание букв, слогов и т.д.)

            Т.о., нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика.

Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн:

 -нарушения общей моторики

 -нарушения внимания

 -нарушения мышления

 -нарушения поведения

Бормотание - расстройство темпа и ритма внешней стороны речи  (выделено в отдельное нарушение речи в 1964 году)

Физиологические итерации (от латинского «iterotio» – повторение).

- в период формирования речи в связи с возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов  

-наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи (с 2 лет; до 80% случаев)

- исчезают полностью в процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения (к 4-5 г.)

Методика логопедической работы:

воспитание

-медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи;

- здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения;

- общего и слухового внимания к речи.

Этапы коррекционной работы:

1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения

2этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения

3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей)

4 этап. Работа над коллективным рассказом

5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению

(Преодоление баттаризма и полтерн те же.)

БРАДИЛАЛИЯ – патологически замедленный темп речи (от греч. «bradus» - медленный, «lalia» — речь). Может быть самостоятельным нарушением и  в клинике соматических, неврологических и психических заболеваний (постэнцефалитной, дистрофической, олигофрении, при травмах, опухолях).

Б Р А Д И Л А Л И Я

Речевая симптоматика:

-замедленность темпа внешней  и внутренней речи

-монотонность голоса, недостаточная модуляция

 -замедленность процессов чтения и письма

-скандирование

 -нарушение артикуляции звуков

Неречевая симптоматика:

-нарушения моторики общей, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица

-особенности психической деятельности(замедленность, вялость, заторможенность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Методика логопедической работы:

-воспитание быстрых и четких движений в процессе речи;

-убыстрение речевых реакций;

-убыстрение темпа внутренней речи;

-убыстрение темпа письма и чтения;

-воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения;

-воспитание правильной просодики;

-нормализация общей моторики;

-формирование ручного праксиса,

-развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ.


Комплексное: медицинское и психолого-педагогическое.

СХЕМА:

  1. сбор анамнеза
  2. состояние общей и ручной моторики
  3. состояние мимики
  4. состояние речевой моторики, орального праксиса
  5. экспрессивная речь
  6. письмо
  7. слуховое восприятие
  8. слуховой, зрительной и моторной памяти,
  9. речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:


    1. чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

     2. степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

  1. влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, его коммуникативные возможности;
  2. круг ситуаций, в которых проявляется нарушение;
  3. выраженность психических симптомов;
  4. нарушения внешней речи;
  5. нарушения внутренней речи, психических процессов;
  6. особенности моторики;
  7. отклонения в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.

Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....

Консультация для родителей "Нормализация темпа речи"

Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над цел...

Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.

В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи....

Статья "Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция"

Статья предназначена родителям. На что нужно обращать внимание при речевых нарушениях....

Восприятие темпа речи.

Игры для развития слухового внимания...