Статья: "НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ."
статья по логопедии
Чтобы придать значимость высказыванию, человек замедляет темп, а незначительную, второстепенную информацию, часто произносит скороговоркой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.
Темп – одно из выразительных средств устной речи.
Чтобы придать значимость высказыванию, человек замедляет темп, а незначительную, второстепенную информацию, часто произносит скороговоркой. Различают 3 вида темпа:
- Нормальный
- Быстрый
- Медленный
Нормальный темп речи – от 9 до 14 фонем в секунду, или от 90 до 175 слогов в минуту, при этом д.б. правильное соотношение между процессами возбуждения и торможения в КГМ. У детей до 3х летнего возраста процесс торможения находится в стадии становления, поэтому темп их речи ускоренный. В результате подражания взрослым дети могут говорить или быстро, или медленно.
Значение темпа для речи: резкие отклонения темпа от средних величин мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Темп речи: - скорость протекания речи во времени - число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени | Ритм - звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм – средства выразительности устной речи, которые и определяют понятие «темпо-ритмическая организация» речи. | Пауза - перерыв в звучании голоса на определенное время. Длительность и характер распределения пауз в речевом потоке определяют ритмико-мелодическую сторону речи. | Прерывистость речи: -замещающие звуки и слова -повторы -паузы -возвраты -нескоординированные по времени слова |
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.
- Тахилалия
- Брадилалия
Характерно:
-нарушение развития и внешней, и внутренней речи
-речь малопонятна для окружающих
-влияет на формирование речи и личности ребенка
-разная степень тяжести (легкая, средняя, тяжелая)
ТАХИЛАЛИЯ – патологически ускоренный темп речи (с греч. «tachus» - быстрый, «lalia» - речь). Произносится 20-30 звуков в секунду.
Т А Х И Л А Л И Я | |
Речевая симптоматика: 1.неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д. 2.интервербальная акцелерация (М. Зееман) - ускорение темпа в многосложных словах, длинных фразах и текстах 3.расстройства внутренней речи, чтения и письма. | Неречевая симптоматика: 1.нарушения общей моторики(быстрая ходьба, быстрая остановка, гиперактивность, тик, моторное беспокойство во время сна) 2.нарушения психических процессов(внимание неустойчивое, повышенная переключаемость, малый объём зрительной, слуховой и моторной памяти). Мысль быстрее, чем её артикуляционное оформление. 3.нарушения вегетативной нервной системы (покраснение лица, ушей, пот на лице, похолодание и потливость рук) 4.нарушения поведения(повышенная возбудимость, лабильность, недисциплинированность) 5.ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики |
РАЗНОВИДНОСТИ ТАХИЛАЛИИ (сочетаются с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера): | |
Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения вследствие аномалий ЦНС. Этиология: -соматические, психогенные факторы и привычка -изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с поражением ГМ в период раннего развития, наследственность. | Полтерн – патологически ускоренная речь с прерывистым темпом (паузы, запинки, спотыкания) несудорожного характера Отличия от заикания: -не осознают своего дефекта; -при сосредоточении внимания речь улучшается; -говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке; -во время непринужденного разговора симптомы усиливаются. 1 группа: - ускоренная речь + отклонения в артикуляции звуков 2 группа: подбор нужного слова, нарушение слухового внимания 3 группа: трудность формулирования речи при достаточном объёме словаря 4 группа: спотыкание + протягивание гласных(а, э), или вставленные восклицания |
Речевая симптоматика при баттаризме и полтерн: -нарушения внешней речи(поспешна, малопонятна; пропуски, перестановки звуков, слогов, фраз) -нарушения внутренней речи -нарушения письменной речи(делят длинные фразы, теряя мысль; остановки руки при письме, пропуски, замены, неправильное написание букв, слогов и т.д.) Т.о., нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика. | |
Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн: -нарушения общей моторики -нарушения внимания -нарушения мышления -нарушения поведения | |
Бормотание - расстройство темпа и ритма внешней стороны речи (выделено в отдельное нарушение речи в 1964 году) | |
Физиологические итерации (от латинского «iterotio» – повторение). - в период формирования речи в связи с возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов -наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи (с 2 лет; до 80% случаев) - исчезают полностью в процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения (к 4-5 г.) | |
Методика логопедической работы: воспитание -медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - общего и слухового внимания к речи. | |
Этапы коррекционной работы: 1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения 2этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения 3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей) 4 этап. Работа над коллективным рассказом 5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению (Преодоление баттаризма и полтерн те же.) |
БРАДИЛАЛИЯ – патологически замедленный темп речи (от греч. «bradus» - медленный, «lalia» — речь). Может быть самостоятельным нарушением и в клинике соматических, неврологических и психических заболеваний (постэнцефалитной, дистрофической, олигофрении, при травмах, опухолях).
Б Р А Д И Л А Л И Я | |
Речевая симптоматика: -замедленность темпа внешней и внутренней речи -монотонность голоса, недостаточная модуляция -замедленность процессов чтения и письма -скандирование -нарушение артикуляции звуков | Неречевая симптоматика: -нарушения моторики общей, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица -особенности психической деятельности(замедленность, вялость, заторможенность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления) |
Методика логопедической работы: -воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; -убыстрение речевых реакций; -убыстрение темпа внутренней речи; -убыстрение темпа письма и чтения; -воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; -воспитание правильной просодики; -нормализация общей моторики; -формирование ручного праксиса, -развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ.
Комплексное: медицинское и психолого-педагогическое.
СХЕМА:
- сбор анамнеза
- состояние общей и ручной моторики
- состояние мимики
- состояние речевой моторики, орального праксиса
- экспрессивная речь
- письмо
- слуховое восприятие
- слуховой, зрительной и моторной памяти,
- речевой активности.
В логопедическом заключении указываются:
1. чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
2. степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
- влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, его коммуникативные возможности;
- круг ситуаций, в которых проявляется нарушение;
- выраженность психических симптомов;
- нарушения внешней речи;
- нарушения внутренней речи, психических процессов;
- особенности моторики;
- отклонения в поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....

Консультация для родителей "Нормализация темпа речи"
Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над цел...

Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.
В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи....

Статья "Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция"
Статья предназначена родителям. На что нужно обращать внимание при речевых нарушениях....